«Для серьёзного успеха не нужно быть величайшим певцом в мире. Всё, что нужно — это быть уникальным, как уникален отпечаток пальца», — утверждает Гордон Самнер (Стинг), известный британский музыкант, рок-певец и актёр.
Основанный в 1989 г. при Московской хоральной синагоге как «Мужской камерный еврейский хор» этот ансамбль действительно уникален: его певцы — высококлассные профессионалы. Здесь представлен весь спектр существующих мужских голосов — от баса-профундо до контртенора и тенора альтино, они имеют высшее музыкальное образование (а то и два!), знают иностранные языки, а также умеют имитировать почти все оркестровые инструменты.
Сейчас Михаил Борисович Турецкий — известный мэтр, дирижёр, продюсер, народный артист России, музыкант с мировым именем, гастроли которого расписаны на несколько лет вперёд. А четверть века назад 27-летний выпускник-отличник дирижёрско-хорового факультета музыкально-педагогического института им. Гнесиных, перед этим окончивший Хоровое училище им. Свешникова, решает продолжить обучение в аспирантуре и серьёзно заняться симфоническим дирижированием.
Однако молодая семья с маленьким ребёнком требует расходов и, соответственно, доходов, и Миша берётся за любую работу: это и ночные уборки в универсаме, и преподавание вокала, и проведение репетиций с православным хором и ансамблем политической песни, и работа хормейстером в Театре музыкального искусства.
И в том же 1989 г. Михаила постигает страшное горе — в автокатастрофе погибает его молодая жена, а вместе с ней её отец и брат. У него на руках остаётся маленькая дочка, благо помогает тёща, мужественно переносящая гибель всей своей семьи, и его пожилые родители. Михаил считает, что заменить ребёнку мать может только отец, и принимает очень важное решение — не жениться до совершеннолетия дочери. Кстати, он не нарушил данного самому себе обещания и женился только через 12 лет.
Отвлечься от страшного горя помогает работа — за полтора года созданный им хор подготовил большую программу духовной и светской еврейской музыки, практически не исполняемой после 1917 г. Этот пласт культуры оказался весьма востребован за рубежом — гастроли в Канаде, Америке, Германии, Испании, Франции проходят очень успешно. Звёзды мировой сцены Пласидо Доминго, Зубин Мета, Исаак Стерн, Хулио Иглесиас приглашают хор Турецкого для совместных выступлений.
В 1995−96 гг. хор работает по контракту в Америке, и это время Михаил и его актёры используют с максимальной пользой — они знакомятся с новой для себя яркой, динамичной, зрелищной культурой мюзикла и кантри, постигают законы современного музыкального действа. Опыт мирового шоу-бизнеса убеждает их, что любое произведение искусства будет замечено и признано, только обретя форму шоу. Публика требует экшн!
Мало знать себе цену — надо ещё пользоваться спросом. И если для этого требуется элитарное искусство мужского хорового пения превратить в яркое запоминающееся представление, мы это сделаем, решают музыканты. Это действительно очень серьёзное решение, связанное с ломкой стереотипов и готовностью учиться новому.
Одно дело — провозгласить, но совсем другое, когда не просто хористы, а уникальные солисты, обладатели коллекционных голосов начинают по 6−7 часов в день тренироваться в спортивных залах, брать уроки хореографии и драматического искусства. Это своего рода подвиг, на него способны люди, болеющие за своё дело, настоящая команда, почти семья, как говорит Турецкий.
Именно тогда начал складываться характерный «почерк» хора Турецкого, сразу узнаваемый во всём мире. Сейчас в его репертуаре более 400 великолепных аранжировок, хор поёт всё: духовную музыку последних 4-х веков и фольклор, оперу и оперетту, эстраду, андерграунд и рок-музыку. Даже «Мурка», аранжированная на консерваторском уровне, звучит как оперная ария к бурному восторгу публики.
«Только живая музыка! Никаких фонограмм!» — этому принципу хор не изменяет никогда. Чтобы зрители видели, что хор поёт вживую, певцы нередко прибегают к своим фирменным штучкам — во время исполнения самых трудных оперных арий просто опускают микрофоны и поют без них.
Почти 250 концертов в год — такую нагрузку выдержать совсем непросто. Однако несколько лет назад Михаил Турецкий начинает новый красивый проект, о котором мечтал давно. Действительно, уникальные голоса его певцов обеспечивают неограниченный репертуар, и всё-таки ему не хватает настоящего сопрано, голоса, который сможет передать зрителю ту самую волшебную женскую энергетику, нежность, любовь и… стервозность.
На кастинг прибывают 400 девушек со всех уголков России и окрестностей. После тщательного отбора остаются 40, а ещё через месяц — 10, те самые, которые и становятся новым авторским брендом Михаила Турецкого арт-группой «Сопрано10». Прекрасные вокальные и внешние данные, владение музыкальными инструментами и хореографические способности, высшее музыкальное и артистическое образование — короче, аналогов нет во всём мире.
В тот неспокойный 2001 год, когда террористы обстреливали прямой наводкой южный район Иерусалима, из всех гастролёров в город отважился приехать только хор Турецкого. После концерта зрители долго не отпускали усталых артистов, а в зале царило такое воодушевление, что по команде Михаила Борисовича публика была бы готова немедленно выступить на защиту города.
Именно после того незабываемого концерта я внимательно слежу за творчеством этого замечательного коллектива и желаю ему успехов.
«Шоу должно продолжаться!»
А у меня с хором Турецкого связаны личные воспоминания.
Летел я несколько лет назад из Тель-Авива в Москву. Завели нас в самолет, рассадили, а самолет не взлетает. За окном август, температура снаружи 34 градуса, вентиляция в самолете не работает (ТрансАэро - что с нее взять!) Наконец, объявляют причину задержки - жена Михаила Турецкого потерялась в Дьюти-Фри.
Наконец, нашлась! Но опять не взлетаем - мотор у самолета сломался! Высаживают пассажиров назад. Завтра, дескать, полетите. Те, кто живет поближе - едут по домам. Тех, кто подальше, везут в Тель-Авив в гостиницу на набережной.
В гостинице накормили, напоили за счет компании, дали отдельный номер, утром покормили завтраком, посадили в автобус, потом в новый самолет и в Москву.
Я это к чему? Вечером в ресторане гостиницы пообщался с ребятами из хора, выпили винца на халяву. Нормальные мужики!
А если бы жена Михаила не потерялась в аэропорту, хрен знает, долетели бы мы до Москвы на этом долбаном самолете. С тех пор на Трансаэро не летаю.
1 Ответить
Игорь Ткачев, а я это и не отрицаю, но ведь сам подход к вписыванию в шоу может быть разным. У Баскова он получается совсем низкопробным, в то время как у Турецкого вызывает не резкое отторжение, а совсем даже наоборот.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
спасибо за интересную статью
0 Ответить
Имира Виленская, я же просто процитировал Игоря Ткачева, в чем-то согласившись с ним, и объяснил, что это работа на потребу зрителя. А Баскова я сам терпеть не могу, вот уж пошлость, так пошлость, но ведь и он массам нравится.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Владимир Жестков, да я собственно Игорю и отвечала, так получилось просто, что под вашим комментарием. По Баскову рада, что наши мнения совпали)
0 Ответить
Игорь Ткачев, подмечено точно "слащаво пошловатые, с модными бородками и усиками, тенденциозные мужички", но ведь как поют, а это самое главное. А все остальное наносное, это ведь не академическая капелла, а шоу, и не просто шоу, а еще и большой бизнес. Там любые приемы работающие на раскрутку хороши.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Владимир Жестков, может быть, именно шоу. А там, где шоу, там именно на наносное и поверхностное много сил и уходит.
Басков вроде тоже поет, и голос есть - кто станет отрицать, но часто пошло и мелко.
Мое мнение.
0 Ответить
Владимир Жестков, да ничуть они не пошлые, что вы! Именно такая подача обеспечивает подтягивание вкусов зрителей на более высокий уровень. А вокал у них на большой высоте, и репертуар достойный. А ведь далеко не все певцы на нашей эстраде, имеющие прекрасные вокальные академические данные, выбирают для исполнения вещи, которые воспитывают вкус зрителя. Вот меня, к примеру, просто бесит Басков. Вот уж где пошлость и слащавость. Хотя с голосом полный порядок. Но фу.
2 Ответить
Имира Виленская, а откуда вкусы подтягиваем? Если от поющих, простите, трусов, то да, молодцы они.
Да и вообще, наверняка, замечательные во многом люди, но их искусство и вид далеки и от хора, и от искусства. Не современного.
0 Ответить
Игорь Ткачев, вкусы подтягиваем оттуда, где они есть. Тут сетуй - не сетуй, что имеем - то имеем. На хор из синагоги пойдет сколько человек? А на хор Турецкого?
И вообще его есть, за что уважать. Дело свое знает, и делает его хорошо.
3 Ответить
«Для серьёзного успеха не нужно быть величайшим певцом в мире. Всё, что нужно – это быть уникальным, как уникален отпечаток пальца - увы и ах, но похоже на правду.
Не нужно быть умнейшим, чтобы быть величайшим ученым, дей-но замечательно писать, чтобы быть хорошим писателем, художником, артистом, политиком...
Просто эмоционально и на огляд, не нравятся эти слащаво пошловатые, с модными бородками и усиками, тенденциозные мужички. Да, современно, модно, стильно и еще как-то. Но как-то не о хоре это все, и не о певческом искусстве.
0 Ответить
Отличная статья. Уважаю и люблю хор Турецкого. Вживую посмотреть не довелось, но по ТВ с большим удовольствием смотрю и слушаю. Есть в них нечто завораживающее - достоинство, стильность, отсутствие "попсовости". Ну а сам Михаил Турецкий - большая молодчина, очень, очень уважаю.
1 Ответить
Юлия, спасибо. Замечательная статья, очень люблю этот коллектив, узнал много нового, значит Вы достигли того результата, который хочет получить любой автор - зацепить читателя и не отпускать его до самого конца.
Оценка статьи: 5
2 Ответить