Борис Рохленко Грандмастер

Питер де Хох, «У колыбели: женщина шнурует корсет». Чем озабочена мамаша?

«Слава жанровых полотен Питера де Хоха основана на его чарующем представлении домашних сцен: мама и ребенок, служанка и ребенок во дворике или в комнатах в обычной обстановке». (Из текста, сопровождающего картину «У колыбели: женщина шнурует корсет» на сайте государственного музея Берлина, Германия).

У колыбели: женщина шнурует корсет, 1659, 92 x 100 cm, Питер де Хох Uосударственные музеи, Берлин, Германия

Два ярких пятна притягивают взгляд: белая кофточка на женщине и залитый солнечным светом дверной проем на выходе из дома. Слева за портьерой — альков с белеющей подушкой и черным покрывалом. Видна стенка алькова, выложенная дельфтской плиткой (рисунки плиток не просматриваются, на них могут быть и детские игры, и горожане, и морские виды, и много другого).

На пилястре алькова справа висит блестящий и загадочный предмет — грелка для постели. У нее длинная (около метра) точеная деревянная ручка, на поверхности виден какой-то симметричный рисунок.

Справа от алькова, на стенке — вешалка, на ней — ярко-красная юбка с золотой оторочкой понизу, у поясного шнурка — золотая (или просто желтая) кисточка. За юбкой видна стенка, на ней внизу — дельфтская панелька с рисунком: то ли рыбак с удочкой, то ли игрок в кегли.

В прихожей на белой стенке висит небольшая картина, картины висят и комнате: одна — над альковом, вторая — над дверью. Пылающий закат на этом пейзаже разбавляет густую тень угла.

У правой стенки расположился столик с ночными принадлежностями: подсвечник со свечкой, кувшин с водой (кувшин с подглазурной росписью). Над ними, под потолком — светящееся окно. Нижняя часть окна затенена, видимо, снаружи она закрыта ставней.

Пол в прихожей выложен терракотовой плиткой, в комнате — черной и белой плиткой. На блестящих полах отражается высвеченный ярким солнцем косяк двери. На одежде женщины, как и на полу, чередуются белые и черные пятна (случайно или намеренно?).

Женщина сидит рядом с колыбелью. Ее правая рука вытягивает шнур, левая придерживает полу корсета. Широченная зеленая юбка расстегнута — сначала надо затянуть корсет.

Измученная мамаша смотрит как бы одновременно и на руку со шнурком, и на младенца в люльке: сосунок накормлен, пора привести себя в порядок. Она явно чем-то огорчена. Может быть, ребенок нездоров и плохо спал. Она тоже не выспалась и проснулась поздно: солнце давно встало, старшенький отпрыск сам оделся, сейчас стоит у дверей в ожидании прогулки. И пес у ног тоже выказывает признаки недовольства: то ли его не накормили, то ли не дают выйти на улицу.

Еще немного — мама приведет себя в порядок, собачка и пешеход пойдут на улицу, все своим чередом…

Колыбель — это плетеная корзина на дугообразных полозьях, в изголовье — козырек, на который накинуто покрывало. Колыбель очень глубокая. Скорее всего, на дно толстым слоем кладут сено или солому. Этот слой — одновременно и утеплитель, и поглотитель. Уже поверх слоя кладут пеленки. И гигиенично, и дешево, и удобно.

Кстати или некстати — экскурс в этимологию слова «колыбель». Никогда раньше не задумывался над этим, но, видимо, пришло время.

Однажды, во времена моего жительства в городе Миассе Челябинской области, я услышал разговор двух старушек. Естественно, их говор был местным, своеобразным. А разговор касался брачных намерений одной из их знакомых. И вот на вопрос «Так он на ней женится?» последовал ответ: «Он колыбается». Большими буквами: КОЛЫБАЕТСЯ. Не «колеблется», а именно «колыбается». И в этой, казалось бы, неточности определенно звучит слово «колыбель», «колыбание», движение из стороны в сторону. Как произошла замена «Ы» на «Е» — возможно, эту задачку решат филологи.

Обновлено 6.07.2018
Статья размещена на сайте 7.07.2014

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Я НЕ ВИЖУ ОЗОБОЧЕНОСТИ ,Я ВИЖУ ПОЛНОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ НА ЕЕ ЛИЦЕ.

  • Интересно.

  • Людмила Вахрушева Читатель 14 июля 2014 в 18:13 отредактирован 14 июля 2014 в 23:15

    Спасибо за статью.

    Но...
    "...блестящий и загадочный предмет, похожий на сотейник. У него длинная (около метра) точеная деревянная ручка, на его поверхности виден какой-то симметричный рисунок. Вряд ли у него есть служебное предназначение, скорее всего, это экзотическое украшение (может быть, из Индии)."
    Вас ждёт разочарование.
    Это медная ночная ваза, судно или грелка.

    Выражение лица матери спокойно, что очень характерно для живописи того периода. Тяжёлая беременность (мне об этом говорит судно) позади, впереди- радость материнства. Первое дитя в лучах восходящего солнца на цыпочках тянется в раскрытую дверь (жизнь).
    Семья зажиточна. На матери куртка с меховой опушкой, висящая красная юбка или плащ с золотом.
    Вымытая до зеркального блеска черно-белая плитка пола, аккуратно одетая дочь и опять же ночное судно говорит мне о наличии служанки в доме.
    Я вижу размеренность и спокойствие.

    Да, очень интересна воображаемая диагональная линия, проходящая через три красных цветовых пятна и делящая картину на свет и тень.

    • Людмила Вахрушева, я не могу с вами спорить по поводу ночной вазы и служанки. Но мне хотелось бы (если это возможно) получить ссылку: где существует такая ночная ваза?

      За комментарий спасибо.

      • Людмила Вахрушева Читатель 14 июля 2014 в 23:13 отредактирован 14 июля 2014 в 23:18

        Борис Рохленко,
        это не ночное судно, а скорее всего всё же грелка, в которую закладывались горячие угли.
        Взяла я это из описания картины " Die Mutter"
        Pieter de Hooch, 1661–1663
        Öl auf Leinwand, 95,2 cm × 102,5 cm
        Gemäldegalerie Berlin

        В описании- Bettpfanne со ссылкой на ночные вазы, но, порывшись в интернете, нашла подобные грелки.
        Наберите antike bettpfanne kupfer.

  • Насчет колыбели. В своем варианте буду хихикать над колыбелью без ручек - только с покосившимися полозьями. Наверное, пинают колыбель, чтобы переместить на другое место?

    Оценка статьи: 5