«Прославленный не по программе и вечный вне школ и систем, он не изготовлен руками и нам не навязан никем». Б. Пастернак «Ветер».
Это написано о Блоке, но является, видимо, общей поэтической формулой, которая характеризует путь художника к репутации классика, которая создаётся стихийно, в соответствии с мнениями и интересами широкой читающей публики, а не по чьим-то указаниям. Что из того, что Сталин в 1935 г. провозгласил Маяковского «лучшим, талантливейшим поэтом советской эпохи» и присудил премию имени себя?
Кумиры своего времени — далеко не всегда классики: так при Пушкине считали классиками и предрекали вечную славу журналисту и писателю Ф. Булгарину и автору «нравоописательных» романов П. Боборыкину, а при Чехове — драматургу И. Потапенко. Сейчас их имена и творчество знакомы лишь специалистам-литературоведам.
И наоборот, в истории часто встречаются случаи слепоты по отношению к тому искусству, которое потом провозглашается великим. Так после веков забвения лишь в XIX столетии обрёл второе рождение Боттичелли. Интерес к музыке Баха возник почти через век после смерти великого композитора. И таких примеров не счесть.
«Когда поэт жив, понять, что он классик, могут лишь немногие. Чтобы понять, как он талантлив, нужно представить его мёртвым», — горько шутил Ж. Ренар.
По мнению американского журналиста М. Бузукашвили, два самых впечатляющих, самых сильных по воздействию стихотворения XX века — «Если» (1910 г.) Р. Киплинга и «Бабий Яр» (1961 г.) Е. Евтушенко.
…Будучи студентом Литинститута, Евтушенко был направлен на практику в многотиражку на строящуюся Каховскую ГЭС. Здесь он познакомился с писателем-киевлянином Анатолием Кузнецовым, который взялся показать ему Бабий Яр — огромный овраг длиной более 2 км и глубиной до 50 м, место массовых расстрелов в 1941 г. Здесь фашисты погубили более 150 тыс. человек, в основном гражданское население — евреев, цыган, а также военнопленных.
Евтушенко был потрясён, не найдя на месте гибели людей даже небольшого памятного знака. Мало того, весь Бабий Яр был превращён городскими властями в гигантскую свалку. В эту ночь и было написано то самое стихотворение, прорвавшее заговор молчания вокруг Бабьего Яра и событий Холокоста.
Всё молча здесь кричит, и, шапку сняв,
Я чувствую, как медленно седею.
И сам я, как сплошной беззвучный крик,
над тысячами тысяч погребённых.
Я — каждый здесь расстрелянный старик.
Я — каждый здесь расстрелянный ребёнок.
Ничто во мне про это не забудет!
…Еврейской крови нет в крови моей.
Но ненавистен злобой заскорузлой
я всем антисемитам, как еврей,
И потому — я настоящий русский!
На друзей-поэтов стихотворение произвело сильное впечатление, но они в один голос заявили, что ни одна газета его не напечатает. Набравшись смелости, Евтушенко понёс его редактору «Литературной газеты»
Косолапов прочитал «Бабий Яр» и сказал молодому поэту: «Спасибо за прекрасные стихи. Но чтобы их напечатать, я должен посоветоваться с женой, это должно быть семейное решение». «Но почему?» — удивился тот. Ответ был коротким: «Потому что меня уволят».
Действительно, вскоре приехала жена Косолапова и на полчаса заперлась с мужем в кабинете. Когда она вышла, глаза её были заплаканные, но, подойдя к измученному ожиданием поэту, она погладила его по голове и сказала: «Не волнуйтесь, Женечка, всё будет в порядке. Мы решили быть уволенными».
Появившийся в «Литературке» «Бабий Яр» произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Я до сих пор помню ошеломлённые лица моих родителей — этого не может быть, потому что не может быть никогда! За неделю стихотворение было переведено на 72 языка и опубликовано во всех ведущих газетах мира. На имя поэта приходили мешки писем со словами поддержки, а нередко и с угрозами. Студенты московского университета установили у дома Евтушенко постоянную охрану. «Поэт в России больше, чем поэт» — этой фразой он сам напророчил себе судьбу.
Евтушенко повезло — ему досталось более «вегетарианское» время. Хотя носители либеральных идей и признавались угрозой для государства, масштабы уже были несопоставимы: при Сталине теряли жизнь, при Хрущёве и Брежневе — свободу и возможность жить на родине.
«Написать „Бабий Яр“ было меньшей смелостью, чем его напечатать», — говорил Евтушенко. Косолапова, естественно, уволили, но через пару лет реабилитировали и назначили на должность редактора «Нового мира». И теперь уже этот толстый журнал печатал «крамолу», а читатели передавали его из рук в руки и зачитывали до дыр.
…
Умер поэт 1 апреля 2017 года…
При том что Е.Евтушенко - безусловно поэт, и поэт замечательный, в статье слишком много восторга и женской экспрессивности на основе популярных легенд - либо восхищаться, либо ненавидеть.
Удивить его стихи о Бабьем Яру могли только дей-но заскорузлых и зазомбированных - нет в них какой-то кричащей откровенности.
"Д'Артаньян - русской поэзии"? Странное сравнение.
Статье рад: не глянец, и за это спасибо-)
5 Ответить
Игорь Ткачев, я не знаю, когда вы первый раз прочитали "Бабий Яр". Я отношусь к тем, кто читал его в день публикации из первоисточника. Это была настоящая бомба. Стихотворение невольно запомнилось и я его до сих пор помню почти полностью наизусть. Шум вокруг него был не меньшим, чем вокруг "Наследников Сталина". Я не могу припомнить больше ни одного произведения тех времен, которые могли бы по публичной значимости сравниться с этими стихами Евтушенко. Ну может быть "Бухенвальдский набат", да и то не из-за текста, а из-за музыки Мурадели и потрясающего исполнения Магомаева. Или "Журавли" Гамзатова, опять же вкупе с Френкелем и Бернесом. Кстати сказать, сразу же после публикации этих двух стихотворений Евтушенко, их не печатали в СССР долгое время. Я в то время собирал все публикации ЕАЕ, и внимательно следил за тем, что происходило вокруг него, поэтому помню как он сам воспринимал негативное отношение руководства страны к обоим этим своим стихам, и даже старался не очень-то их читать на своих публичных выступлениях. Мне пришлось приложить немало усилий, чтобы он поставил автограф на книге "Наследники Сталина", вышедшей в Лондоне в издательстве Флегон Пресс в то самое время. Однажды он запустил этот сборник через фойе Дворца культуры Станкина с криком "Я эту книгу не подписывал в печать". Лишь через несколько лет он смилостивился и автограф все же поставил. Возможно я соберусь как-нибудь с силами и напишу свои воспоминания об этой истории.
А считать ли Евтушенко классиком? Вопрос очень сложный, но, если таких поэтов как Евгений Александрович, не причислять к классикам при жизни, то в отечественной поэзии послевоенных времен ХХ столетия можно вообще остаться без оных, поскольку Ахматова, Пастернак, Твардовский и Исаковский, которые вне всякого сомнения причислены к этому лику, поэты первой половины века. Я за то, чтобы отнести к классикам Евтушенко, но это мое личное, возможно единичное мнение, а решать будут после него и нас тоже будущие поколения, которые будут смотреть на его творчество уже отстраненно, а не так предвзято как мы, современники.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Владимир Жестков, для вас это была бомба, поскольку, могу предположить, вы жили в башне из слоновой кости и не подозревали ничего об истинной природе человеческой. Или вы ожидали, что и все испытают идентичные вашим эмоции? Это, мой друг, не от ЕвтушенкоВ зависит. Это зависит он наших, в лучшем случае наивности, в обычном - глупости и невежества.
Удивляются ведь некоторые тому, что люди на войне в чудовищных муках гибнут не знамо за что. А многие и жизни проживают, думая, что булки на деревьях растут.
Перечисленные Вами произведения замечательны. Но откровениями они часто являются для дураков, требующих, чтобы им словами или музыкой глаза открыли - надавили на эмоцию, открыли третий глаз. И кто откроет - тот Евтушенко.
Это упрек не ЕвтушенкаМ. Это констатация некоторых из нас.
ПС Кстати, я наблюдал, как у некоторых особо ретивых, желание поставить Евтушенко памятник при жизни менялось на ненависть, после прочтения его чеченских стихов. Читали?
И это снова, не претензия Евтушенко. Это о нашем "уме".
0 Ответить
Евтушенко и близко к классикам не стоит.Просто хороший поэт.
1 Ответить
Николай Макеев, ЕАЕ вполне примыкает к классикам.
Кроме классов есть ещё и ПОДклассы, а там развалы "просто хороших поэтов".
Кого бы из них Вы назначили в обойму застолблённых классиков?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Николай Макеев, что тоже немало.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мне нравится его "Старинное танго" в исполнении И.Кобзона.
Он всё жизнь оставался резонабельным ко всем превратностям событий.Я помню его стихотворение о Карабахе, о женщинах, умоляющих о мире.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я не отношусь к восторженным почитателям Е.Евтушенко хотя бы потому, что он - поэт предыдущего поколения. А сейчас, через пятьдесят почти лет, даже то, что мне у него нравилось, душу не тревожит. А ведь для поэзии это - гланое, не правда ли? Между тем, поэт замечательный, в историю вошедший в любом случае. А если принять во внимание, что Евтушенко и поэты его поколения "запели" по-новому и о новом, то его творчество - несомненно важный этап в поэзии.
Оценка статьи: 5
0 Ответить