Карин Андреас Мастер

Откуда лучше любоваться Араратом? Монастырь Хор Вирап

Чтобы увидеть его таким, каким он известен во всем мире, приезжайте в Армению. Некоторые, возможно, ответят: лучше любоваться Араратом с территории, где расположена гора. Однако оттуда эта библейская гора выглядит не очень симпатично: с той стороны это скорее огромная куча камней вулканического происхождения, ведь Арарат — уснувший вулкан.

Alexander Ishchenko Shutterstock

Так сложилось, что ныне Арарат на территории соседнего государства — Турции, но при этом лицом повернут к Армении. Лицом, каким знают Арарат во всем мире, он смотрит на свое дитя — Армению. Издревле армяне эту гору называют своим отцом.

Для каждого армянина, независимо от того, где он родился и живёт, Арарат — символ Армении. У многих, кто впервые воочию видит Арарат, возникает какое-то трепетное и волнующее чувство. В 2001 году Армению посетил Папа Римский Иоанн Павел II. Выйдя из самолета на трап, он рукой указал на Арарат. Этот жест непроизвольно повторяет каждый, кто впервые прибывает на нашу землю. Увидеть Арарат считается большой удачей, но не всем дается такое счастье. Российский император Николай I на пути в Карс через Эривань (Ереван) два дня ждал встречи с Араратом, но не дождался — больше он ждать не мог.

Арарат красив в любую погоду, в любое время года, если не скрыт за облаками или дымкой. В жаркую погоду утром по тому, насколько хорошо виден Арарат, можно определить температуру воздуха, которая ожидается днем: если гора полностью скрывается в дымке, то температура поднимется выше +38, а в морозный безоблачный день Арарат виден идеально. Причина в том, что в жару высока степень испарения воды из рек и болот, расположенных у подножия горы. Так при температуре +35 Арарат кажется миражом.

Так откуда Арарат виден лучше? С холма монастыря Хор-Вирап. Оттуда до подножия горы всего 300 метров, и в ясную погоду Арарат так близок, что кажется, можно легко и просто подняться в гору. Монастырь-крепость Хор Вирап расположен в 40 км от Еревана и находится на развалинах древнего Арташата, бывшей столицы Великой Армении.

В 190 г до н.э. Арташес I стал царём Великой Армении. В том же году на месте древнего урартского поселения он начал строительство города и назвал его Арташат — «радость Арташеса». Арташат около 500 лет был столицей Армении.

Город располагался на стыке рек Аракс и Мецамор у подножья горы Арарат на левом берегу реки Аракс. Греки называли его Артаксата. Плутарх и Страбон считали Ганнибала причастным к основанию Арташата: Ганнибал, после того как Антиох проиграл войну с римлянами, перешел ко двору Арташеса. Ему очень понравилось это место, где проходили торговые пути, и он посоветовал Арташесу построить город. Будто бы он даже начертил план города и принимал участие в его постройке. Но армянские историки считают, что это мнение ошибочно и возникло из-за того, что Арташат называли армянским Карфагеном.

«Артаксата недалеко от равнины Араксены — это благоустроенный город и столица страны. Она расположена на схожем с полуостровом выступе, а перед её стенами кругом проходит река за исключением пространства на перешейке, которое огорожено рвом и частоколом». (Страбон, География)

Мовсес Хоренаци в «Истории Армении» подробно описывает строительство Арташата, упоминая интересную деталь: первыми жителями города были иудеи из Ервандашата — предыдущей столицы Армении. О самом Арташесе Мовсес Хоренаци пишет: «Говорят, что при Арташесе не было ни клочка невозделанной земли в Армении, ни на горах, ни на долинах. Таково было благоденствие земли нашей».

Арташат имел все условия для развития торговли, ремесел и земледелия, был окружен орошаемыми землями с селами и поселками. Через Арташат проходил Великий Шелковый путь, по которому ходили персидские и римские караваны. У стен Арташата текли две судоходные реки. На девяти холмах был разбросан богатый город. Здесь был первый в Армении театр. Территория Арташата составляла 400 га, длина оборонительных стен — 10 км, население — 150 тысяч человек.

Арташат неоднократно разрушали: в I веке до н.э. — парфяне, в 58 г н.э. город сожгли римляне. В 66 году Нерон дал Трдату денег на восстановление города. В 163 году римские войска вновь разрушили город. В 164 году столицей Армении был объявлен Вагаршапат.

В конце III века в Арташат из Каппадокии вернулся Григорий Парфянин (Просветитель) и стал проповедовать христианство. Он был царского рода. На холме, где возвышались дворцы, была царская тюрьма Хор Вирап (глубокая яма), заполненная ядовитыми змеями и гадами, куда бросали осужденных на смерть. Согласно историку Агатангелосу, в Арташате Григория подвергли пыткам за отказ поклоняться языческим богам и за то, что он являлся сыном Анака, убившего царя Хосрова, отца царя Трдата III. Царь бросил Григория в Хор Вирап, где он провел 13 долгих лет. Согласно легенде, царь Трдат III впал в безумие, но был исцелен Григорием, после чего в 301 году крестился. Григорий, получив поддержку царя, христианство превратил в государственную религию. Григорий Просветитель стал первым епископом.

Монастырь Хор Вирап стал известным местом паломничества. В 642 году католикос Нерсес III над ямой построил часовню, которая по своей конструкции напоминала храм Звартноц. Часовню разрушили орды Тамерлана. На месте развалин строения в 1662 году была построена базилика св. Григория. Справа от алтаря есть вход в ту яму Хор Вирап, куда ныне ведут металлические ступени. Яма имеет глубину 6 м и диаметр 4,4 м. Во дворе монастыря расположена церковь св. Богоматери (Аствацацин) со звонницей (XVII век), внешне облицованная красными плитами, имеет барельефы и надписи. Сохранилась крепостная стена с круглыми башнями, по всей длине которой расположены столовая, кельи и подсобные помещения.

Хотите увидеть величественный, фантастически красивый Арарат? Посетите монастырь Хор Вирап. В ясную погоду, желательно ранним утром, поднимитесь на холм выше монастыря, чтобы увидеть как солнечные лучи освещают вершину библейской горы и опускаются к его подножью.

Обновлено 21.06.2018
Статья размещена на сайте 23.07.2014

Комментарии (27):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Алексей Васянин Читатель 26 августа 2016 в 00:37 отредактирован 24 мая 2018 в 07:21

    вот как то так с утра(:

  • Кстати, Арарат прекрасно виден с трассы Ереван-Джермук, просто в тех местах, где никакая гора не закрывает, например, долина Шарура: Арени. Категорически утверждать, что только из Еревана виден Арарат, нельзя.
    Арарат великолепно виден со склона Арагаца, не обязательно подниматься на одну из вершин.

  • Спасибо, милая Карин!
    С признательностью,

    Оценка статьи: 5

  • Валерий Хачатуров Мастер 25 июля 2014 в 21:43 отредактирован 26 июля 2014 в 02:58

    Карин Андреас, разрешите Вашу статью дополнить стихами
    Как армянин, я Арарат люблю,
    Как армянин, с ним вместе я скорблю.
    Туман его, дыхание его
    Сгущаются у сердца моего.

    И мнится мне, не луч зари горит,
    А кровь армян снега его багрит.
    И кажется, не дождь сечет туман,
    А льются слезы горькие армян…

    Потоки слез текли века подряд –
    Ты их вобрал, безмолвный Арарат…
    И сам мечтал столетья напролет
    Увидеть близко свет севанских вод…

    О, как же прочен снег извечный твой,
    Коль он не тает от тоски людской!

    Смотрю я на далекий Арарат,
    Любовью и волнением объят!

    Расул Гамзатов.

    Права была Сильва Капутикян, когда сказала:

    И Арарат...Он лишь горой библейской
    Вам чудиться, заоблачный, а нам
    Он скорбь и радость в беззакатном блеске,
    Надгробье, колыбель, бессмертный храм...

    Поймешь ли боль веков , тебе чужую!
    А мы живем, ее в крови храня.
    Пусть на твоем наречье расскажу я
    Про эту боль - ты не поймешь меня...



    • Спасибо, Валерий, за стихи - это прекрасное дополнение к статье!

      • Еще дополнение.
        С Наапетом меня познакомил мой друг, пригласивший меня в Армению.
        ………………………………………………………………………………………………….
        Наапет недавно завершил работу над книгой, отдал рукопись редактору, освободился и был готов сопровождать меня повсюду. Он спросил, что я хочу увидеть.
        — Прежде всего, Арарат,— ответил я.
        …………………………………………………………………………………………………..
        После того как царь Николай I отвоевал у персов Восточную Армению, два дня он был в Ереване, но так и не довелось ему узреть вершину Арарата «Да сними же наконец шапку и поклонись своему господину!» крикнул царь, но так ни с чем и уехал.

        Мицос Александропулос
        Путешествие в Армению

        « Солнце всходило. На ясном небе белела снеговая, двуглавая гора. “Что за гора?” — спросил я, потягиваясь, и услышал в ответ: “Это Арарат”. Как сильно действие звуков! Жадно глядел я на библейскую гору...»
        А. С. Пушкин. “Путешествии в Арзрум”
        Пушкин видел Арагац. Он не мог видеть Арарат. Его маршрут пролегал по северной Армении, через Гюмри и Карс, откуда при всем желании невозможно увидеть библейскую гору. Пушкина ввели в заблуждение казаки, не слишком разбиравшиеся в армянской топонимике.
        Арарат во всем своем великолепии виден только из Араратской долины.

        • Карин Андреас Карин Андреас Мастер 26 июля 2014 в 15:59 отредактирован 26 июля 2014 в 16:47

          Валерий Хачатуров, вы не правы! Из Гюмри в Карс можно проехать мимо Арарата. Над чем бьются политики? открыть границу Армения-Турция в пункте: Маргара - это как раз тот самый маршрут. Так что Пушкин видел именно Арарат!
          А у Арагаца 4 вершины - это потухший вулкан.

          • Валерий Хачатуров Мастер 26 июля 2014 в 16:19 отредактирован 26 июля 2014 в 16:26

            Карин, гора, которой любовался Пушкин с перевала (теперь названного Пушкинским) – не Арарат, а Арагац.

            См. Армения Александра Пушкина. Роберт Багдасарян
            [www.proza.ru/2012/05/26/1311]

            • я пыталась найти похожую фотографию Арагаца, как у Багдасаряна, но не нашла. Арагац совсем разный с разных сторон из-за его рванных 4-х вершин. Если фото сделано с той дороги, то убедительно, но я сомневаюсь. Фото могли сделать и со стороны Севана, тогда Арарат слева и не виден...
              а по трассе Гюмри-Карс Арарат(5165м) правее Арагаца(4095м), к тому же выше - вот что меня смущает в этом утверждении.

            • Валерий Хачатуров, Пушкинский перевал - место где Пушкин встретил тело Грибоедова. Это очень далеко от того места, где Пушкин увидел Арарат.
              Я не ездила из Гюмри в Карс - обманывать не буду, но на этом пути нет гор, которые заслоняют Арарат. Казаки не могли обмануть Пушкина, потому что воевали там и не раз видели гору.

            • Комментарий удален
              • Карин, в книге «Путешествие в Армению», Мицос Александропулос, есть примечание редактора: «Казаки ошиблись. Это был Арагац»

                • В академическом издании Пушкина, комментированном, оснащенном мощным справочным аппаратом, отмечено: "«...это Арарат».— Ошибка Пушкина: из Гумров виден не Арарат, а Алагез; очевидно, гору ему назвали ее армянским именем — Арагац". Речь здесь идет не о нелюбимых автором "редакторах")) а о примечании, являющемся итогом исследования. Спорят тут меж собой не факты - а факт и желание автора видеть историческое событие так, как она описывает, и не иначе.

                  • Люба Мельник, может быть вы правы, но тот редактор точно знает место, где стоял Пушкин? уверена, что нет!
                    приведу один пример: я 40 лет издила по дороге: Ереван-Сисиан - это в другую сторону, но не в этом дело. За это время дорога трижды менялась - не вся конечно, но местами - укорачивалась: где-то опускалась, где-то поднималась, удалялись крутые повороты. На этом пути есть эффектные красные скалы Елпина: будто огромные человеческие лица. В детстве папа нас развлекал, чтобы нас на горной трассе не укачивало: кого мы сейчас увидим? Карлос Маркосян - шутка, что Карл Маркс армянин. Одна из скал действительно похожа на Маркса. Теперь скалы видно считанные секунды! Кто знает место, едва успеет посмотреть и того эффекта уже нет!
                    В горах так: вы должны быть внимательны, иначе и по старой дороге въедете в тупик.

                    • Люба Мельник Бывший модератор 26 июля 2014 в 22:21 отредактирован 26 июля 2014 в 22:23

                      Карин Андреас, это не какой-то "тот редактор". Комментарии и примечания к академическому изданию Пушкина делал Б.В. Томашевский, известнейший филолог и исследователь наследия Пушкина. Если ученый что-то утверждает - это значит, факты проверены и достоверны. Если предполагает - не выдает предположения за факт.
                      Чтобы сравнить, как меняется трасса той или иной дороги, ученый человек берет карты разных времен и сравнивает.
                      Как сложен может быть поиск ученого, как приходится ухищряться, формулируя проблему и находя методику ее решения, - в увлекательной форме представил обывателям И. Андроников.

                      • Карин Андреас Карин Андреас Мастер 27 июля 2014 в 10:33 отредактирован 27 июля 2014 в 10:34

                        Люба Мельник, вас сильно обидело слово "редактор". Так случилось, что последние 5 лет чтение мое единственное занятие: интернет сделал доступным всякую литературу. Увы, иногда встречаются и грубые ошибки в пояснениях. Как мне их не увидеть, если я только что прочла оригинал? и еще редакторы в пояснениях дают общепринятую точку зрения, возможно устоявшуюся веками. Пример Аварайрского сражения (Армения) здесь в ШЖ есть 2 мои статьи о Вардананк - человека элементарно оклеветали, а ученые с громкими именами продолжают упорно твердить: он предатель. Всякое бывает...
                        В данном случае верю вам, потому что проверить точно не могу, физически не в состоянии, хотя для этого достаточно поехать в Гюмри на казачий пост.

                        • Карин Андреас, аналогичный пример можно найти и в русской истории. В событиях, связанных с битвой на поле Куликовом, всегда упоминается имя князя Олега Рязанского. Князь Олег Рязанский — одна из самых загадочных фигур российской истории. Названный московскими историками изменником, Олег Иванович всегда почитался рязанцами как патриот и мудрый правитель. Еще до революции рязанцы обращались в Синод с просьбой причислить своего любимца к лику святых. Им было отказано. Как известно, в июне 1988 г московский князь Дмитрий Иванович Донской был причислен Поместным Собором РПЦ к лику святых. Казалось бы, что можно было бы вспомнить и об Олеге Ивановиче. Однако, и на этот раз имя князя Олега не попало в число святых, хотя в ходе подготовительных работ к прославлению Собора рязанских святых имя князя Олега было включено в число святых.

                • Валерий Хачатуров, я не уверена, что редактор не ошибается. Слишком много неточностей, как теперь выясняется, даже в истории, а сколько субъективных мнений. Чтобы так уверенно говорить, нужно просто проехать по этой дороге и заснять. У меня к сожаленью сейчас нет такой возможности.
                  Арарат хорошо виден во многих местах, если какая-нибудь гора не загораживает.

  • Спасибо за статью!

    Оценка статьи: 5

  • Карин Андреас,обязательно пишите про Армению еще ,я ставлю ваши статьи в закладки,так как информация очень пригодится для следующей поездки..Хочется побывать во многих местах, посмотреть и прочувствовать, разумно и без суеты.Спасибо

    Оценка статьи: 5

  • Карин, вы очень красиво пишете про Армению,с любовью, поэтому интересно читать.Армянская церковь называется по имени основателя Григория? Армяно -Григорианскокй?

    Оценка статьи: 5

    • Валерий Хачатуров Мастер 25 июля 2014 в 21:33 отредактирован 25 июля 2014 в 21:59

      Наталья Дюжинская, название Армяно-григорианская церковь возникло в условиях Российской империи. Официальное название Армянской церкви: Армя́нская апо́стольская церковь. Существует расширенный вариант: Армянская Святая Апостольская Православная Церковь. Если Армянскую церковь называть по имени ее основателя св. Григория, то тогда, по аналогии, РПЦ надо назвать русско-владимирской церковью, так как Русь приняла христианство при св. Владимире.

      • Валерий Хачатуров, я во все тонкости не вникала, но Армянская церковь никогда не была православной - только Апостольской. Есть среди армян и католики, их армяне называют франками.

        • Карин, Армянская католическая церковь – это другой пласт армянской истории. Она образовалась в Киликийской Армении в результате унии, заключённой между Римско-католической и Армянской апостольской церквями.
          На Западе все Восточные Церкви, в том числе Армянскую Апостольскую, несмотря на различия в догматике, часто объединяют названием «orthodox» — «ортодоксальные». На русский это слово традиционно переводится как «православные». Однако, значение слова «orthodoxia» на греческом, а также на других языках шире, чем «православие» по-русски. Так, что Армянская Апостольская Церковь действительно считает себя православной, однако вовсе не в смысле сходства с вероучением Русской или Греческой Церкви.

    • Наталья Дюжинская, спасибо за высокую оценку моих статей об Армении! Вы правы: наша церковь называется Григорианской по имени Григория Просветителя.