В штатном экипаже на авианосце числилось около полутора тысяч моряков, львиная доля которых — офицеры и мичманы, да еще под пять сотен летчиков с техниками. И военным, и гражданским — всем было ясно, что для корабля Николаев — пункт дислокации временный. Построится крейсер и уйдет вместе со всеми своими моряками и летчиками. Кому из высокого начальства охота забивать себе голову временными проблемами? Никто всерьез бытовыми условиями экипажа и членов семей, как водится, не занимался. Матросиков, конечно, кое-как разместили, им, подневольным, деваться некуда. А у остальных — свои мозги под фуражкой, крабом украшенной, разберутся как-нибудь.
Экипаж наращивали постепенно, морские мозги в отношении проблем семейных работали эффективно, поэтому и жилищная проблема остро не проявлялась. Все ведь понимали, что «права качать» смысла нет, все равно «скоро» уходить. Кто в общагу к заводчанам напросился, кто хату снял — кое-как жили, служили, работали.
На постройку, устранение недостатков и испытания ушло 6 лет. Дети зеленых лейтенантов уж первоклашками стали, сами лейтенанты «превратились» в старлеев, а кое-кто и каплея «отхватил».
К началу 79-го моряки получили «долгожданный» боевой приказ — на восток. Приказ, конечно, ждали, но радости он мало кому принес. Понимали офицеры и мичманы, что на Дальнем Востоке ждут не их с семьями, а корабль, «боевую единицу». На Черном море уж как-то все «устаканилось», но что будет на новом месте — одному богу известно, даже адмиралы из Москвы и Владивостока только догадываются.
Выход авианосца в дальний поход вокруг Африки долго «не получался». В самый неподходящий момент вдруг возникали уважительные причины, авианосец в очередной раз задерживался. Наконец командир «махнул шашкой», замполиты и особисты провели душещипательные беседы «каждый о своем», экипаж тяжко вздохнул, крейсер в поход вышел.
Вокруг Африки топали четыре месяца, по дороге отрабатывая учебные задачи и нанося дружеские визиты в попутные порты. С лета 1979 года началась служба крейсера на ТОФе. Как она проходила — можно узнать, полистав пожелтевшие подшивки тогдашних газет. Сколько выходов, полетов, пусков, грамот и призов, званий досрочно, наград и пр. и пр. — обо всем в те годы писала пресса местная и центральная.
Об одном молчок — о бытовых условиях. Прихода тяжелого крейсера во Владивостоке дожидались не только местные власти и военно-морские начальники. Самолетами и поездами семьи моряков добрались до нового места быстрее, чем мужья. Как раз к приходу «Минска» все вместе и собрались.
Хотят жены с мужьями жить — а жить негде. С жильем и до прихода «минчан» в гарнизоне было, мягко говоря, напряженно. Не хватало на всех столь ценных квадратных метров, а тут еще две тысячи претендентов. Кто их только звал сюда… Пришлось морским мужьям в очередной раз вспоминать, для чего под фуражками головы.
Справились с трудной задачей и на этот раз. Хорошо ли, плохо ли, но семьи кое-как разместились, в ожидании положенных метров выстроились в очередь. Жены плакать перестали, хозяйством занялись, офицеры и мичманы продолжили свои звездочки отрабатывать, выполняя разные важные задания командования, правительства и партии.
Пошла морская служба своим чередом… Да ничего нет постоянного в этой жизни. В недалёком будущем поджидала «минский» экипаж еще одна передислокация. О ней — в следующей статье.
Cтатья о крейсере с бытовым уклоном. Последнее предложение вступления не совсем понятно и нуждается в пояснении.
Реальные расходы на строительство таких монстров впечатляют и "проливают свет" на проблемы жизненного уровня тех лет, вкл. жильё для экипажа.
Трудно оценить отдачу таких расходов. Подождём продолжения, м/б выручка от продажи компенсирует как-то эти расходы.
Оценка статьи: 4
0 Ответить