После того как прочитано название, становится ясным, что лежит Прометей, что слева от него — Вулкан (или Гефест). А кто же этот весельчак? Это Меркурий (или Гермес). Шляпка и замысловатая тросточка — его внешние признаки.
А кто они все? Чем они между собой связаны? Прежде чем рассказать об этом, обратим внимание на верхний левый угол. Там зритель с трудом различает нечто вроде куриной лапки. Современная техника дает возможность облегчить восприятие: благословенный Фотошоп. Оказывается, там — не курица, а орел.
Орел — символ самого Зевса, верховного правителя Олимпа. Он наблюдает за происходящим, за исполнением наказания, определенного им для Прометея. Исполнитель — Гефест (он же Вулкан), его сын. И тут же художник поместил второго сына Зевса, Гермеса (он же — Меркурий), видимо, как контролера исполнения приказа. Почему его веселит происходящее — непонятно.
На самом деле, если верить преданиям, изложенным различными писателями древности, никем не подтверждается присутствие Меркурия при этой казни.
За что Зевс наказал Прометея? По происхождению они были равны. Но Прометей был ниже рангом (выражаясь современным языком). Тем не менее он был достаточно своевольным, не считался с Зевсом. Кроме того, он иногда позволял себе очень неприличные шутки. Самое тяжелое его преступление (если это можно так назвать) — Прометей вернул людям огонь.
А шутка Прометея была в том, что он буквально надул Зевса: «Когда боги стали спорить с людьми, Прометей с целью обмануть Зевса зарезал быка и сложил мясо и внутренности в одну сторону, покрыв все это шкурой и положив сверху желудок (худшую часть туши); в другую же сторону он положил кости и покрыл их жиром. Зевс указал Прометею, что он разделил тушу не поровну, но тот потребовал, чтобы Зевс сделал выбор. Зевс выбрал ту часть, в которой оказались кости. Разгневанный, он лишил людей огня». (Аполлодор, книга 1)
Можно предположить, что Прометей не ожидал от Зевса такого наказания для людей, посчитал себя виновником этой беды и решил искупить свою вину, украв огонь и передав его людям. За что и поплатился свободой и годами жестоких мук: к нему, прикованному к скале, каждый день прилетал орел и клевал ему печень.
Имя «Прометей» переводится как «думающий наперед», «прозорливый». Возможно, именно поэтому в правом нижнем углу картины художник изобразил циркуль, чертеж и книгу. В этом же темном углу можно прочитать автограф художника.
Еще несколько ударов молотком (кстати, четыреста лет тому назад инструмент был практически такой же, как сегодня) — работа будет закончена, ослушник займет свое место на скале.
Автор этой картины Дирк (Теодор) ван Бабюрен (1595−1624) родился в городе Вейк-бей-Дюрстеде провинции Утрехт Республики Семи Объединённых Нижних Земель. В детстве переехал в Утрехт. Живописи учился у Паулюса Янсона Морельсе — портретиста, основателя и первого председателя Утрехтской гильдии святого Луки (он был также одним из основателей Утрехтского университета).
В 1611 году Дирка в возрасте 16 лет приняли в гильдию (видимо, у него были исключительные способности), он стал профессиональным художником. С 1612 года до 1620 был в Италии. В Риме его меценатом был маркиз Винченцо Джустиниани — банкир Ватикана, коллекционер, покровитель Караваджо и Пуссена. В 1620 году вернулся в Утрехт, где жил до самой кончины в 1624 году.
Чертеж, книга, циркуль предполагают, что боги умели писать, читать, чертить — обладали огромным запасом знаний, казалось бы, совершенно не нужных богам (они и так могут все!). Видимо, художник был знаком с трагедией Эсхила, в которой Прометей представлен как просветитель: он принес людям грамоту и математику, научил людей добывать и обрабатывать металлы и многому другому, что сегодня называется цивилизацией.
Еще минута — и орел, который в левом верхнем углу наблюдает за работой божественного палача, начнет клевать печень героя, давшего человечеству огонь и все то, что сегодня называется «благами цивилизации». И что такое после этого «божественная справедливость»?
Лицо, шея, кисти рук - у всех загорелые. Тела - бледные, как поганки.
Скомпоновано хорошо - проследите за руками - по кругу и в движении, в динамике.
Картина для людей того времени. Им было понятно - этого достаточно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить