Многие знаменитые танцовщицы воплощали образ Жизели. В их числе — Анна Павлова, Ольга Спесивцева, Галина Уланова, Наталья Бессмертнова… Первой же исполнительницей этой партии на русской сцене стала Елена Ивановна Андреянова (1819−1857) — выдающаяся романтическая балерина. Она стояла у истоков тех традиций прочтения роли, которые затем развивали её последовательницы.
Ученица Тальони
О детстве Андреяновой сведений мало. Известно, что она была дочерью некоего уксусника, а в десятилетнем возрасте поступила в Петербургское театральное училище. Учёба давалась ей нелегко. Её ноги были отнюдь не идеальной формы, однако талант оказался сильнее внешних недостатков. Юная Елена Андреянова стремилась освоить не только виртуозную технику танца, но и сделать свою актёрскую игру живой и выразительной.
Училище было окончено успешно, и начинающая балерина была принята в Петербургскую императорскую труппу. Это произошло в 1837 году — как раз в то время, когда в Россию приехала великая Мария Тальони. Её уроки стала посещать Елена Андреянова. В результате танец молодой русской артистки обрёл небывалую прежде лёгкость и поэтичность. Нередко она выступала с Тальони в одних спектаклях, исполняя роли второго плана. Вскоре Андреянова начала танцевать главные партии.
Девушка-призрак
Впервые «Жизель» была поставлена в Париже в 1841 году балетмейстером Жюлем Перро для Карлотты Гризи. Музыку написал композитор Адольф Адан. Через год состоялась премьера в России на сцене петербургского Большого театра. Елена Андреянова станцевала главную героиню. Перед артисткой стояла непростая задача — ведь партия отличается глубоким психологизмом и требует не только филигранной техники, но и незаурядного актёрского мастерства.
Елена Андреянова блестяще выступила в этом балете. Обе ипостаси героини — реальной девушки и призрачной вилисы — были в равной степени убедительны. Зрителей потрясла сцена сумасшествия — танцовщица показала трагизм отчаянной борьбы со смертью в финале первого действия. Во втором же её вилиса, парившая среди ветвей и растворявшаяся в предрассветном тумане, восхищала поэтичностью.
Елена Андреянова танцевала Жизель на протяжении многих лет, постоянно совершенствуя своё исполнение и обогащая образ новыми красками. Критики отдавали ей предпочтение даже перед иностранными знаменитостями. По свидетельству современников, темпераментной Фанни Эльслер было ближе первое действие, а холодновато-грациозной Люсиль Гран — второе. Но с участием Елены Андреяновой весь спектакль воспринимался как целостное полотно.
Нелёгкая слава
Очень часто балерина выезжала на гастроли. Несколько раз она посетила Москву. Там не сразу получилось завоевать признание зрителей. Однако затем её успех был большим. Посещала она и европейские страны. Настоящий триумф ожидал Андреянову в Италии. Была даже отчеканена медаль с изображением балерины — такой чести прежде удостаивались лишь Мария Тальони и Фанни Эльслер.
Во Франции выступления Андреяновой были встречены восторженно, но имел место и курьёзный случай. Дирекция Парижской оперы… потребовала от артистки денег за возможность покорять зрителей. Несмотря на это, те гастроли имели большое значение для русского балета. Именно тогда Елена Андреянова познакомилась с Мариусом Петипа, ставшим её партнёром. Затем он начал в России свою балетмейстерскую деятельность.
В Петербурге Петипа поставил балет «Пахита», где Андреянова станцевала главную партию. Героиня, выросшая среди цыган, после многих приключений узнавала о своём знатном происхождении и соединялась с возлюбленным. Эта партия была очень близка балерине, позволила показать и танцевальное, и актёрское мастерство. Большим успехом стала для артистки и пантомимная роль Фенеллы — героини оперы Даниэля Обера «Немая из Портичи».
Прерванный танец
В начале 1850-х годов Елена Андреянова начинает гастролировать с небольшой труппой по провинциальным городам, где не было балетных театров. Выступления имели большой успех. Это вдохновило артистку на создание балета по мотивам пушкинской поэмы «Бахчисарайский фонтан». Он был показан во время гастролей в Воронеже. Города сменяли друг друга. Однако в Одессе Андреянову застала Крымская война. Трудности вынудили распустить труппу.
Сильные переживания сказались на здоровье танцовщицы. Она отправилась на лечение в Париж. Там и закончилась её жизнь. Незадолго до смерти балерина даже выбрала для себя надгробие — оно изображало прислонившуюся к кресту Жизель. Елене Андреяновой был бесконечно дорог образ героини, воплощению которого она отдала много душевных сил. Балет «Жизель» с тех пор не сходил с русской сцены. И в этом немалая заслуга первооткрывательницы — выдающейся танцовщицы, ставшей легендой искусства.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...