Нам не известно, общались ли в этот период императрица и поэт. Во всяком случае, позднее Пушкин (странное совпадение, правда?) занялся написанием российской истории. А что если Елизавета делилась своими тайными открытиями с Карамзиными, а те передали что-то из этих сведений Пушкину, поскольку сами не осмелились этим воспользоваться? Как известно, Карамзин принципиально занимался только историей до 1613 года, то есть до восшествия на престол первого Романова, понимая, что любой факт, обнаруженный им в отношении правящей династии, может оказаться для него опасным. Что касается Пушкина, тот как раз взял на себя смелость заняться историей периода правления Романовых.
Нельзя исключать и такой возможности, что материалы по русской истории или подсказки об их местонахождении в архивах были переданы Пушкину императрицей непосредственно, но при условии, что он будет хранить в тайне источник своей осведомленности. И именно этим объясняется то обстоятельство, что о встречах Елизаветы Алексеевны с поэтом достоверно ничего не известно.
А что если загадочная гибель Пушкина на дуэли каким-то образом связана с его архивными изысканиями и поездками на места недавних исторических событий с целью опросить очевидцев? Что странно, Л. Васильева, будучи мастером детективных версий, предположения о гибели Пушкина вследствие его осведомленности не выдвигает, хотя отстаиваемая ею версия об общении поэта с императрицей как раз дает основание это заподозрить. Впрочем, оставим недоказуемые пока предположения и вернемся к тексту романа.
Мнение о том, что поэт восхищается чувством долга Татьяны, которую якобы насильно выдали замуж за генерала, противоречит содержанию романа, которое показывает, что замуж ее идти никто не неволил. Во-первых, Татьяна беспрепятственно отказала многим соискателям ее руки и сердца. Во-вторых, отец Татьяны уже умер, а у матери едва ли хватило бы духу принуждать единственную дочь, которая осталась при ней после отъезда Ольги. Писарев напрасно говорит о Татьяне Лариной: «Она поставила себя под стеклянный колпак и обязала себя простоять под этим колпаком в течение всей своей жизни».
Нигде не сказано, что муж Татьяны был стар. Недаром после премьеры оперы Чайковского «Евгений Онегин» на композитора обрушилась критика: «Зачем „состарил“ генерала?» Ведь война 1812 года дала стране очень молодых военачальников. Собственно говоря, кем надлежало стать Татьяне, «русской душой», как ни женой патриота, сражавшегося за родину? Скорее всего, миф о старом генерале возник из-за того самого старика (Карамзина?), которого ошибочно отождествляют с будущим мужем героини только из-за того, что он осведомился о новой гостье. Кстати, знаменитые слова Татьяны о том, что она «другому отдана», в контексте описания ее жизни в Москве, скорее всего, не имеют никакого отношения к мужу-генералу. Другому [делу] отдана теперь Татьяна, и дело ее жизни, как-то связанное, по-видимому, с российской историей, культурой, а быть может, и политикой, несовместимо с теми ценностями, которыми живет Онегин.
Евгений — человек англо-французской культуры. Случайно ли автор акцентирует на этом внимание? Англия и Франция — империи, поделившие между собой весь мир, а значит заключающие в себе идею эгоизма и потребительства. Чего стоит следующий фрагмент:
Для роскоши, для неги модной, —
Все украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет…
И щетки тридцати родов
И для ногтей и для зубов.
На весь остальной мир колониальные империи смотрят свысока. Обратим внимание, что Татьяна — «русская душою». Следовательно, будучи по воспитанию западно-европейцем, Онегин не воспринимает ее как ровню себе. Недаром, обнаружив Татьяну в высшем обществе, он изумлен. Отношение Евгения к прочим обитателям провинциального мирка, к которому принадлежит Татьяна, откровенно пренебрежительное. Как бы ни была духовно небогата сестра Татьяны, Ольга, даже в наше время, когда люди в выражениях не стесняются, трудно представить, чтобы кто-то охарактеризовал невесту своего друга в его присутствии следующими словами:
В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
Коль скоро Онегин дает столь уничижительную характеристику Ольге — девушке совсем юных лет, которой простительно быть недалекой, едва ли его отношение к Татьяне намного лучше. Не намекает ли образ Евгения на слепую влюбленность русского общества в англо-французскую культуру, которая заключает в себе определенные опасности? Быть может, потому так резко обрывается роман, чтобы показать, что у России свой путь, а у Европы свой?
Политическую подоплеку романа подтверждают и другие детали. Например, восторженный Владимир Ленский, приехавший из Германии и воспитанный в немецком духе, также как и Татьяна, в восторге от Онегина. И чем заканчивается эта дружба? Представитель англо-французской культуры безжалостно убивает своего вчерашнего друга-«немца». Как тут не вспомнить о том, как при заключении Тильзитского мира 1807 г. Наполеон потребовал от Александра I уничтожить Пруссию как государство? Однако русский царь не согласился с этим условием, и Пруссия была спасена. Вспомним, что Татьяна, «русская душою», переживает из-за гибели Ленского и понимает, что в Онегине она «должна… ненавидеть убийцу брата своего». Как известно, Пруссия и Австрия, в отличие от Англии и Франции, вплоть до конца XIX в. были союзниками России.
Не случаен, на мой взгляд, и эпизод, в котором Татьяна «с послом испанским говорит». Почему непременно с испанским? Россия и Испания — две страны, которые, хотя и не являлись союзницами, спасли друг друга в 1812 году от французского нашествия. Взяв Москву после Бородино, Наполеон не решился подтянуть резерв в 200 тысяч человек, который он оставил на границе, поскольку за спиной у него была партизанская война в Испании. В результате «непобедимый» бросил свои войска и поскакал в Европу наводить порядок, а вслед за ним поплелась армия — по разоренной ею же Смоленской дороге, где наполеоновских солдат громили крестьянские отряды.
Быть может, кто-то сочтет такое толкование сюжета надуманным, но не следует забывать, что Пушкин служил в министерстве иностранных дел и размышлял не только о судьбах отдельных людей, но и о судьбах народов. Пушкинское творчество потому и является столь неисчерпаемым и дарящим нам все новые открытия, что его источником является реальная жизнь во всей ее сложности, за которой поэт умел наблюдать, как и его любимая героиня.
"Не навеян ли образ Татьяны скромной Елизаветой Алексеевной". А почему бы и нет...Нашла в интернете статью в одном издании газеты "Совершенно секретно" об Елизавете, "Виват, Елизавета!" называется.Так вот в ней пишется, что Пушкин был тайно в нее влюблен
"....В известном «донжуанском списке», составленном самим Пушкиным, лишь одно имя зашифровано литерами NN. Хронологически оно приходится как раз на царскосельский период. Елизавета Алексеевна была единственной, чье имя поэт не мог открыть даже намеком." Так что никто кроме самого Пушкина не знает истины
0 Ответить
"Не навеян ли образ Татьяны скромной Елизаветой Алексеевной".
Образ Татьяны, по мнению автора, ассоциируется с первым лицом государства Российского, а проевропейский Онегин, видимо с Евросоюзом.
Не могу понять, то-ли это до оскомины патриотично, то-ли просто пошло.
Самое время приняться за "Руслана и Людмилу". Там просто кладезь аналогий, одно только имя главного злодея - уже благодатная почва.
0 Ответить
Быть Может, эта тема уже разработана Ю. Златковским. См. его статью "О тайных смыслах в опере М.И. Глинки "Руслан и Людмила".
0 Ответить
Два века ничего подобного на "наше всё" не возводили, не догадались, видно, задействовать еще и таковский ресурс.
1 Ответить
Нина Бочарова, это Вы о чем?
0 Ответить
Вторая часть, конечно, политизирована, но написано интересно, читается увлекательно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Эники-Беники ели вареники, а А и Б сидели на трубе, что несомненно указывает нам что Мария-Магндалина.... как там дальше у артиста?
2 Ответить