Сегодня, после столетий, отделяющих нас от событий тех лет, невозможно сказать, любил народ своего правителя или нет. Несомненно одно — принц Оранский был яростным противником католичества, которое принесло Нидерландам огромное количество бедствий (самым безжалостным борцом против ересей был испанский герцог Альба). Это был, видимо, невероятно талантливый человек: несмотря на молодость (22 года), он был назначен штатгальтером Нидерландов и исполнял эту должность до самой смерти в 1702 году, в 39 лет стал королем Англии и Шотландии. Как пишут историки, он заложил основы политической и хозяйственной системы страны.
Первый вопрос: где это происходит? Похоже, это дом деревенского старосты, который организовал праздник и по указанию, и на деньги, выделенные казной. Празднуют с размахом: за окном — солнечный день (солнце пробивается через окно), а публика не на работе. Вероятно, пируют в воскресенье.
(Есть деталь, которая говорит о том, что помещение постоянно используется для собраний — колокольчик под потолком.)
Дом немаленький, на пиршество собрались человек двадцать. Скорее всего, это самые зажиточные люди деревни. На заднем плане виден альков с занавесками. Над альковом, под самым потолком — портрет именинника, принца Оранского. Слева видно лестницу, которая ведет на антресоль.
Кто пирует? Крестьяне: незатейливые костюмы, нет оружия (если не считать рапиры, как она названа в пояснении к картине).
На деревянном, выстланном широкими плахами полу слева — стол, вокруг которого расположились семеро: один, с бумагой в руке, уткнулся в нее носом (у него никудышное зрение), вчитывается в текст. Скорее всего, это — письмоводитель у старосты. Сидит он, видимо, в хозяйском кресле, но это только сегодня и по случаю праздника.
Хозяин — чуть правее, у него фасонные усы, бородка клинышком и черная широкополая шляпа и благодушное лицо (выпил, расслабился).
Против чтеца на стуле — внимательный слушатель с острыми чертами лица и в фасонной шляпе. Его неподдельный интерес настолько велик, что ему нет никакого дела до происходящего. Почему? Да потому, что любая бумага от правителя — почти всегда вестник новых поборов: налоги, поставки продовольствия, постой для солдат…
А слева — флиртующая парочка, ей и дела нет до того, что происходит вокруг.
В центре картины — женщина в черном платье с белым воротничком. Рядом с ней — ребенок лет 5−6. Скорее всего, это — хозяйка дома и ее отпрыск.
Другие женщины (не считая служанки, которая стоит спиной к зрителю) далеко не молодые. Они — своего рода элита деревни, жены состоятельных крестьян.
Закуска и выпивка — небогатые, но и небедные: на центральном столе окорок, вино в кувшинах (один стоит на полу справа, другой на левом столе на втором плане).
Здесь же, за столом два участника пиршества заключают сделку или держат пари — легкое подпитие не мешает делать дела.
Народ пирует, наслаждается моментом. Что-то будет завтра…
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...