Поскольку праздник народный, тон будет задавать народный инструмент. Не знаю, придут ли балалаечники, а гармонисты точно придут. И их, как всегда, не будет хватать. Гармонист на Масленице пользуется колоссальным спросом. И за ближайшие пару недель можно успеть купить гармонь (на Авито есть инструменты и за тысячу, и за 140 тысяч), разучить пару наигрышей — и стать желаннейшим гостем на празднике.
У хромки кнопок всего-то по два ряда: два под правой рукой и два под левой. Правда, под левой может быть и три ряда, тогда первый ряд от мехов — это вспомогательный, на нем нотки идут по порядку (сверху вниз). О хромке с тремя рядами кнопок говорить не буду, сами разберётесь. Здесь будет что попроще да полегче.
Чтобы знать, где какие звуки у правой руки, поставьте два пальца на кнопки так, как скажу.
На третью кнопку того ряда, что дальше от центра — третий палец. На вторую кнопку ближнего к мехам ряда — второй палец. Запомнили? Третий — на третью, второй — на вторую.
Гармонь играет в двух тональностях — мажоре и параллельном миноре, и сейчас у вас под третьим пальцем правой руки — тоника. Предположим, это «до» (хотя могут быть и соль, и ре, и другие варианты).
Сыграем гамму? Для этого правая рука начинает перебирать пальцами: 3−2-3−2…, постепенно смещая их книзу. Получится «до-ре-ми-фа-соль…». Это как если бы вы играли на фортепиано только по белым клавишам.
Аккомпанемент добавим?
В левой руке всё очень логично: первый ряд (ближе к мехам) сопровождает бравый мажор, второй ряд — минор, и средняя пара кнопок — это тоника с аккордом, нижняя пара (по вертикали) — субдоминанта, верхняя пара — доминанта.
Начали играть гамму мажорную — аккомпанемент для первого звука в первом ряду в середине.
Дальше не читайте, это страшные слова для непосвященных — пойдут субдоминанта минора, доминанта минора, субдоминанта мажора, доминанта мажора, тоника минора. То есть ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, дополненные до трезвучий.
А как же си? А нет си! Если гармонь с двумя рядами под левой рукой, то си — нет, пропускаем и не заморачиваемся. Если рядов три, то си — это верхняя четвёртая пара звуков.
Тем, кто учился в строгой музыкальной школе, страшно трудно привыкать к легкому инструменту, где невозможны никакие транспонирования мелодии. Какую гармонь взял — в той тональности и пой. Зато тем, кто в музыке ничего не смыслит, но медведь на ухо не наступил или наступил и сразу соскочил, очень удобно подбирать на хромке песни по слуху.
Три аккорда в мажоре да три в миноре. Левой рукой с тоники в центре начали, вниз прыгнули, вверх прыгнули, в центре закончили. Почаще возвращаться в центр, делать это при всякой заминке, тоника на назойливость не обижается. Частушечный наигрыш освоить, да и петь что бог на душу положит — любимое деревенское развлечение, предшествовавшее кнопкам компьютерных игр и мгновенно получавшее одобрение в случае удачи.
А в правой руке неимоверное удобство для ведения мелодии в два голоса. Две соседние кнопки по вертикали — это терция. Промахнулись, попали между кнопками — считайте, нарочно в двухголосие перешли. Так что когда пойдёте играть на улицу, без сомнений надевайте перчатки, гармонь не обидится и всё исполнит как надо.
Вернёмся к началу: третий палец на третьей кнопке — это тоника в мажоре. А если нам нужен минор? Тогда в ближнем к мехам ряду, где у нас стоит второй палец на второй кнопке, прыгаем через кнопочку вниз. Ясно ли, почему?
По крайнему ряду у нас шли подряд ноты до, ми, соль (готовое трезвучие, годится для аккомпанемента), а в первом ряду (около мехов) такие же три кнопки — это ре, фа, ля. Вот ля-то нам и нужно. Ля-минор параллелен до-мажору и не имеет знаков в ключе.
Совершенно то же самое, если у нас тоника в мажоре — ре, в миноре — ми, просто звук будет на один тон выше. Если основной тон — ля, то все песни будут петься на полтора тона ниже, чем было с «до». Если диапазон невелик, то эти различия могут быть существенны. Так что надо бы сперва примериться, немного попеть при выборе инструмента — или положиться на «авось», и будь что будет.
Всё о хромке, от простеньких нот и виртуозных видео-примеров для подражания до анонсов фестивалей и конкурсов, можно найти на сайте «Русская гармонь», а поучаствовать в самой-самой лучшей Масленице… Нет, не скажу, где она, это секрет. Но если хоть немного освоите гармонь, с собой возьму обязательно.
К вопросу о нумерации пальчиков: в нотах для гармонистов большой палец не считают, потому второй палец там оказывается первым, пятый четвёртым. А в пассаже пальцы важны. Перепривыкать не хочется, потому сразу переписываю номера пальцев в привычной нумерации.
0 Ответить
Расул Курганов, точно-точно. И ведь в других местах правильно пишу. В этом же месте с меХами очепятка.
Спасибо!
0 Ответить
На третью кнопку того ряда, что дальше от центра – третий палец. На вторую кнопку ближнего к мезам ряда – первый палец
Что-то я не встречал что бы гармонисты-любители играли первым пальцем, он вообще за грифом обитает. Или вы пальцы как-то по-другому считаете и первый это не большой?
1 Ответить
Экая, оказывается, вы мастерица! И на гармони умеете...
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Друг Сердешн, Ваши слова да богу в уши. Есть такие мастера! А я скромненько помаленечку на масляницах да на вечорках.
Пару наигрышей освоить - только захотеть. Хотите сегодня попробовать? Вечером в 20.00 сегодня собираются масленичники-заводилы на Сухаревке. Айда к нам! С Вашими умопомрачительными четверостишиями петь частушки - самое то.
0 Ответить
Елена, да я бы с удовольствием... если бы находился рядом. Тем не менее - спасибо за предложение! Даже жаль, что не услышу ваше "помаленечку"...
Оценка статьи: 5
1 Ответить