Сама история выигрышна для кинематографа и сентиментальна. Она будто искусственно написана для назидания читателям, зрителям и всем поколениям людей. Обращаясь к сюжету, создатели фильма рисковали не преодолеть тонкую грань между констатацией ограниченных возможностей инвалида и спекуляцией на демонстрации немощи; между мужественной жертвенностью и человеческими слабостями; между тонкой гранью искренности и демонстративностью.
Но никакой фальши в фильме не оказалось. Как Чехов никогда «не вмешивался» в жизнь своих героев, а лишь ее описывал, так и создатели фильма режиссер Джемс Марш и сценарист Энтони МакКартен не поддались соблазну сказать, «какой герой» Стивен и какая стойкая Джейн. Они показали их жизнь так, как видишь ее из окна своей комнаты или из анализатора собственной души.
МакКартен рассказывает:
«Когда я писал сценарий, мне пришлось показать и скачки их настроения, и разочарования, которые, впрочем, вполне естественны и объяснимы. Наш фильм рассказывает о Стивене, но мы не пытались делать из него идеал. Физическая недееспособность порождала злость, гнев, ярость. Мы показали в фильме и эти эмоции, наравне с победами и достижениями главного героя…»
Эдди Редмейн (исполнитель Стивена Хокинга) превзошел все ожидания. Он исполнил не только особенности моторики, но эмоций и характера с такой скрупулезной тонкостью, что трудно себе представить Стивена другим. Актер изучал анатомию, клинические проявления болезни. Понятно, что за его работой стоят долгие часы общения с консультантами и людьми, страдающими подобными недугами. Актер встретился и со Стивеном.
«Когда я встречался со Стивеном, то отметил, что слово „да“ он „произносит“ улыбкой, а слово „нет“ — какой-то гримасой. При этом он контролировал лишь часть лицевых мышц. Со временем я научился контролировать мышцы лица, исключая из мимики целые группы».
«Мы были поражены способностью Эдди пробуждать эмоции зрителей одной лишь игрой глаз и легким движением руки… Каждый день Эдди приходилось замирать в весьма неудобном положении и оставаться неподвижным на протяжении нескольких часов. Насколько бы ни была совершенна игра Эдди, в этом фильме он превзошел себя с эмоциональной точки зрения», — рассказал режиссер.
Кроме кинематографических находок, в фильме высокогуманно показаны отношения гения. Создатели не прятали человеческих слабостей, потому что такую личность слабости только увеличивают. Земные отношения физика носят масштабность Вселенной. Вселенная вмешивалась в любовь Стивена постоянно и заставляла мозг работать на повышенных оборотах. Благодаря мозгу человек выжил и стал обыкновенным земным сверхчеловеком.
— Хочу, чтобы мы вместе жили столько, сколько нам отведено! — говорит молодой человек, зная о смертельном недуге.
Обещанные врачами всего два года жизни превратились в гораздо большее количество лет, но и их недостаточно, чтобы исчерпать космическую любовь, заложенную в обездвиженное страдающее тело. Через объяснение взаимодействий Вселенной Стивен объяснил движение своей любви. И даже расставание с женой не омрачило их любви. Потому что звездам свойственно отдаляться на допустимое расстояние, следуя своей орбите.
Фильм достоин самого высокого Оскара за правдивость, честность, великолепные крупные планы, режиссерскую работу и актерскую игру.
«Пока есть жизнь, есть надежда», — сказал великий ученый и человек Стивен Хокинг. В 2009 году он собирался слетать в космос. Полет не состоялся из-за технических вопросов. Мы знаем, что Стивен всегда выполняет намеченное, тем более что в Космосе он уже был много раз. И видел черные дыры «как живые». Очень надеемся на Стивена, потому что он и есть наша надежда.
Пока создаются такие кинематографические работы, как «Вселенная Стивена Хокинга», фильмы будут достойны пристального внимания думающих, искренних, созидающих и благородных зрителей. Мечты будут сбываться. А надежды оставлять людей не станут. Свидетельство тому — великолепный современник Стивен Хокинг.
«Вселенная Стивена Хокинга» (Theory of Everything), 2014 год, Великобритания.
«The incredible story of Jane and Stephen Hawking».
Премьера в США:
Премьера в России: 26.02.2015.
Отличная статья и замечательный комментарий В. Озерова.
Спасибо!
А вообще, здорово, что есть такие личности, как Стивен Хокинг, - человек-Вселенная. К сожалению у многих людей их содержательная часть укладывается в тире между датами рождения и смерти.
0 Ответить
Катя Чековска, Вами написано всё правильно, кроме одного - Стивен Хокинг не победил болезнь, а доказал, что мозг целеустремленного человека, поддержанного окружающими, может добиться очень много, несмотря на жесточайшие физические ограничения в теле, вызванные болезнью.
История и сегодняшнее окружение знает много таких случаев:
Франклин Делано Рузвельт – президент США;
Ник Вуйчич - безрукий, отсутствие обеих рук на уровне плеча, и с одной небольшой ногой с двумя пальцами, христианский проповедник и профессиональный оратор;
Ольга Ивановна Скороходова – слепоглухая, автор книги «Как я воспринимаю окружающий мир»;
Елена Адамс Келлер – слепоглухая, автор книги «История моей жизни», для Марка Твена она была второй знаменитостью XIX века, после Наполеона;
Владимир Иванович Зубов – слепой, член-корреспондент РАН СССР, основатель факультета Прикладной математики — процессов управления ЛГУ;
Кристи Браун - ирландский писатель и художник, рождённый с церебральным параличом и имевший возможность писать и рисовать лишь пальцами одной ноги (фильм «Моя левая нога»);
Олег Смолин – доктора философских наук, член – корреспондента Российской Академии образования, незрячего депутата Государственной думы России;
и многие, многие другие.
Оценка статьи: 5
4 Ответить