Самый ранний известный список семи древнегреческих мудрейших людей принадлежит Платону (Аристоклу): «К таким людям принадлежали и Фалес Милетский, и Питтак Митиленский, и Биант из Приены, и наш Солон, и Клеобул Линдийский, и Мисон Хенейский, а седьмым между ними считался лаконец Хилон». В других списках, например, у Диогена Лаэрция, вместо Мисона Хенейского включён коринфский тиран Периандр. Во всех перечнях среди семнадцати мудрейших повторяются четыре имени: Солон, Фалес, Биант, Питтак.
Древнегреческие мудрецы были выдающимися мыслителями, учёными, поэтами, законодателями своего времени, пользовались особым почётом и всеобщей любовью у греков. Житейская мудрость «семи мудрецов» проявлялась в осмыслении обыденного сознания в афоризмах (гномах), имевших форму всеобщности. Одни гномы представляли собой нравственные указания с самоограничением: «Ничего сверх меры!» (Солон), «Говори к месту» (Биант), другие включали философский смысл: «Познай самого себя», третьи — гномы Фалеса — были мудрыми мировоззренческими изречениями: «Быстрее всего ум, потому что он всё обегает».
Известный древнегреческий писатель и историк Плутарх из города Херонеи (ок. 45 — ок. 127) в своём сочинении «Пир семи мудрецов» привёл их встречу в Коринфе у Периандра. Но чем знаменит был Периандр? И почему одни считают его одним из семи мудрецов, а другие, например Платон, исключили из перечня тирана пелопоннесского города Коринфа? Периандр стал правителем Коринфа после смерти своего отца Кипсела в 627 г. до н. э. и продолжил его политику интенсивного развития экономики и культуры. Тридцатилетнее правление Кипсела было очень плодотворным — город переживал культурный и экономический расцвет, когда Периандр стал правителем. Он ликвидировал многие родовые пережитки и организовал обширное строительство. О его мудрости и справедливости слагались легенды, но историки и философы, ненавидевшие тиранию и тиранов, не включили в семёрку мудрецов правителя Коринфа.
Мудрецы жили в конце 7 в. — начале 6 в. до н. э. в период образования и расцвета городов-государств в век железа, во время развития товарно-денежных отношений, начала чеканки монет. Один из самых известных древнегреческих мудрецов Солон происходил из знатного, но небогатого рода, и после смерти отца у него совсем не осталось средств к существованию. Он отправился в плавание на корабле, занялся торговлей и разбогател. Когда Солон вернулся в Афины, то застал ожесточённое противостояние разных слоёв населения: у бедняков не было своей земли, и они полностью зависели от знати. Солон стал писать стихи, в которых призывал к примирению путём взаимных уступок, затем прославился в битве за остров Саламин и стал самым знаменитым человеком в Афинах.
Афиняне решили поставить Солона во главе города, и в 594 г. до н. э. его избрали архонтом (одним из девяти чиновников, управлявших важнейшими делами государства). Противоборствующие партии хотели избрать его единоличным правителем, но он не согласился, заявив, что это место, на которое нетрудно забраться, но трудно его оставить, и тирания может стать злом для государства. Солон отказался от единоличной власти, но решительно провёл реформы, запретив обращать за долги в рабство афинских граждан. Проданных за долги в рабство за границу он велел разыскать и выкупить за государственный счёт. Он сделал высшей законодательной властью в Афинах народное собрание и покинул город на десять лет, взяв клятву с граждан, что они не станут менять новые законы до его возвращения.
Таким был этот мудрец, равнодушный к богатству и власти, прославлявший честных и порядочных людей, обличавший тиранию, считавший, что «с царями или не стоит совсем разговаривать, или надо говорить им чистую правду». Он предупреждал богачей, живущих в роскоши: «Пока жив человек, его нельзя называть счастливцем, так как никто не знает, что с ним случится завтра…». Даже в старости он пророчески стыдил перепуганных граждан, подчинившихся насилию: «Ещё несколько дней назад было так легко помешать возникновению тирании. Теперь же, когда она окрепла, искоренить её будет значительно труднее». По мнению Солона человеческая жизнь изменяется каждые семь лет и только в четвёртом семилетии наступает расцвет физических сил. Жениться Солон советовал в пятом семилетии…
Ещё один знаменитый древнегреческий мудрец, Фалес, провозглашённый первым из семи мудрецов, считается основателем философской школы в Милете. Он был известен не только своими мудрыми изречениями, но и как первый математик и физик, предсказавший год (585 до н. э.) полного солнечного затмения в Ионии. Диоген Лаэртский скажет в своём сочинении «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» о Фалесе: «Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевлённым и полным божеств».
Фалес одним из первых догадался, что божество космоса — разум, а первоначалом жизни является вода. Он ввёл календарь, определив продолжительность года в 365 дней. Его философским завещанием стало изречение: «Ищи что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймёшь пустословие болтливых людей».
Мудрецы Клеобул с острова Родоса, Питтак из Митилены, спартанец Хилон были поэтами и учили в своих стихах житейской мудрости. Изречения «семи мудрецов» способствовали гармонии человеческих отношений. Клеобул призывал соблюдать во всём меру: «Мера — наилучшее» — говорил он, Хилон предупреждал болтунов: «Не позволяй своему языку опережать твой разум», Питтак наставлял холериков: «Знай своё время», Фалес объяснял непонятливым: «Сильнее всего необходимость, ибо она имеет над всем власть».
Афоризмы «семи мудрецов», или гномы, пользовались большой известностью. Перед входом в дельфийский храм Аполлона были высечены их изречения: «Познай самого себя», «Ничего сверх меры».
Как видите, дорогие читатели, обыденное моральное сознание достигло уровня практической житейской мудрости и стало духовным источником философии. Изучайте древнюю философию, черпайте мудрость человеческую, не забывайте имена, вписанные в золотую книгу исторической памяти, и будьте счастливы.
Понравилась статья!
0 Ответить
Да! 5! Но список литературы не помешал бы...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А мне понравилось.
Но вопрос о семи подсознательно всё равно возник=)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Любе Мельник. «Слова «семь мудрецов» ставят в кавычки, потому что этих мудрецов было больше: существовали различные списки мудрецов, но в каждом списке их было обязательно семь.» (А. Н. Чанышев «Курс лекций по древней философии», изд. Высшая школа, 1981 г.). Магия чисел предфилософского сознания – это отдельная тема. Первая семёрка мудрецов могла определяться в соревнованиях, проводимых между ними.
0 Ответить
Да не потому, а потому что это именно жанр такой - именно в силу особого отношения к цифре - тройка лидеров, семь мудрецов и т.д., объяснение из цитаты, за которым и вы последовали - нелогично. Именно жанр списка придает двум словам - "семь мудрецов" - формат названия, делает его именем.
О магии чисел - отдельно - боже упаси, никто и не ждет. НО обосновать выбор для списка именно семерых в рамках вашей статьи было бы правильно. Ведь этот вопрос - почему именно семь? - возникнет у любого, что может явиться к статье за знаниями. Это самый резонный вопрос, а вовсе не то, что из др/греков, для многих неведомых, входил в список.
0 Ответить
Спорно.
0 Ответить
Знала только двоих. Солон мужик что надо, нам бы в Украину такого правителя, а Фалес, кажется, прославился открытием магнетизма. Пять.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
В кавычках "семь древнегреческих мудрецов" - неправильно, ведь список назывался "семь мудрецов". Наверняка, так было и в источниках, которыми пользовался автор.
0 Ответить
Любе Мельник. Есть ещё "Семь мудрецов индийской мифологии", а "семь мудрецов" Древней Греции ставили в кавычки только потому, что на самом деле их было намного больше
0 Ответить
Не поэтому. Это - нечто вроде жанра списков.
"СЕМЬ МУДРЕЦОВ (греч. hepta sophoi) - в представлении древних греков, семь наиболее мудрых мыслителей. "
Уместно было бы, наверное, указать, почему именно семь. Возможно, для др. греков семерка, как для многих других народов - сакральное число?
0 Ответить