А согласно библейскому сюжету об Иуде — предателе Христа, что повесился на осине, она разделила его участь, став проклятым деревом. Но в судьбе Спасителя, точнее, в самом трагичном периоде его жизни, это дерево встречалось не раз.
Открыв энциклопедический словарь «Славянская мифология» (М.: Эллис Лак, 1995), находим: «Этимологические мифы связывают „трясение“ осины с Божьим проклятием, наложенным на осину за то, что из нее сделан крест, на котором распяли Христа, гвозди, которыми он был прибит к кресту, а также „спицы“, которые мучители… загоняли ему под ногти».
Сохранились легенды, объясняющие осиновую дрожь по-разному: по одной из них, дерево, узнав, что из него будет сделан крест для распятия, задрожало от ужаса всей листвой; по другой — во время распятия все деревья склонили верхушки, и лишь осина осталась прямой, за что и обречена была на вечную дрожь. Во всяком случае, выбор осины в качестве орудий пытки и казни, был, разумеется, не случаен: она задолго до того считалась деревом мертвых (а по современным данным, известно, что при выдержке ее древесина «костенеет»).
Справочники по знакам, приметам и суевериям называют осину символом горестного плача и стыда, полагают, что на «языке» деревьев она означает чувствительность.
Еще до принятия христианства негативное отношение к этому дереву было весьма распространенным. В литовском предании «Ель — королева ужей» повествуется, что дочь Ели — Осина совершила тяжкий грех: предав мать и отца, послужила причиной их гибели, и после смерти превратилась в дерево, названное по ее имени.
Латыши объясняли дрожание листьев разгуливанием Вея Маты (Мата — значит «мать») по корням осины или сотрясанием ее злыми силами, например Марей (аналог славянской Марены, богини Зла и Смерти).
Кое-где у восточных славян осину считали также «чертовым деревом» (гуцулы так и вовсе называли черта — «осиновец»). В местах, где растет осина, по народным поверьям, «вьются» черти. Именно по этой причине у прибалтийских народов запрещалось укрываться в грозу под осиной, т.к. Перкунас (бог-громовник) поражает именно ее, прячущую черта.
Осиновый кол издревле известен как оружие против вурдалаков и упырей, поскольку они считались проклятыми при жизни (заложными) душами, и одолеть их можно было лишь «проклятым» деревом — по принципу подобия. Осиновыми колышками окружали огородные грядки, защищая их от медведки. Кстати, у А. Линевского в «Листах каменной книги» осиновый кол упоминается в качестве средства защиты входа в землянки древних стойбищ, а этот автор — не просто писатель, еще и известный этнограф, археолог, имя которого связано с открытием петроглифов (наскальных рисунков) в Карелии.
В рунической традиции осина связывается с символом Ehwaz, ей приписывается мудрость, способность противостоять любым условиям, отводить смерть, исцелять.
Немало народных пословиц, поговорок и присловий упоминают это дерево. К примеру:
— Осина некрасива, сучкаста и шумлива.
— Осина горит без керосина.
— Осина все шепчется, проклятое дерево.
— На осине кровь под корою (и действительно, изнутри она имеет красноватый оттенок).
— Одна ягода, горькая рябина, одно дерево, горькая осина!
— Дрожит, как осиновый лист.
— Трясется, как лист на осине.
— Удавлюсь на горькой осинушке, на самой вершинушке!
— Осина и без ветра шумит.
— С осину (с оглоблю) вырос, а ума не вынес.
— Ладило б тебя на осину!
— Как осина задрожит, так и скот в поле сыт.
— Грелся Максим вокруг осин (об опрометчивом человеке).
Согласитесь, по большей части — невеселые сюжеты…
И народный календарь не обошел вниманием осину. Приметы его кажутся чисто фенологическими:
1. На осине почки большие — к урожаю ячменя.
2. Осина в сережках (т. е. богато цветет) — урожай на овес.
3. Полетел пух с осины — иди в лес за подосиновиками.
4. Осина лист роняет, осени уступает.
А вот предания и обряды на определенные дни все же носят явный оттенок народной магии.
Так, на день Фоки и Ионы (5 октября), считавшийся началом осени, Осина якобы примеряла русалкино платье, да так и оставалась в нем стоять — русальим призраком на земле.
А на Феклу-заревницу (7 октября) начинали молотьбу, и самый старший из молотильщиков, взяв вырезанную из свежей осины широкую лопату, набирал ею зерно, и, перекрестившись на восток, побрасывал зерна на ветер, приговаривая: «Первую лопату — «во имя Отца», вторую — «во имя Сына», третью — «и Святого Духа». Потом шли лопаты «дедке», «бабке», «внучатам», «всем добрым людям»…
Выражение «бить баклуши», оказывается, тоже имеет отношение к осине. По В. Далю: «Осина, ж. дерево Poppulus tremulus; всего более идет на щепенную (резную и точеную) деревянную посуду, почему его также зовут баклушей». — Баклушей обычно называли обрубок для выделки деревянных ложек и плошек.
Впрочем, об использовании осины лучше поговорить отдельно.
Очень интересная статья! А комментарии ещё интересней!
Мама всё таки посадит осину в углу огорода -- она и красивое, и полезное дерево! У нас глина, грунтовые воды высоко, долго стоят весною, почти до середины мая. И для осушения мочары осина, ольха и берёза очень подходят. Тем более что стволы осины и берёзы очень красивые.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксенечка, и листики у осины красивые - мне очень нравятся
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валечка, и мне! Особенно осенний окрас!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Считается, что осина забирает энергию. Этим свойством пользовались, когда требовалось унять боль, снять воспаление. Вроде так...
А еще осина очень хорошо сохраняет основные свойства и долго не гниет в земле и воде. Например, при рытье колодцев, вкапывании столбов об этом не забывалось!
Дым от дров из осины очищает дымоход. А вот печку в бане осиной лучше не топить: пар будет отдавать кислым. И в бане появится кисловатый запах.
Автору "5".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А.А., спасибо за существенное дополнение И за оценку тож
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Надежда. Мне случалось испробовать кое-что из приведенного. Ну, не осиновый кол, разумеется ... восприятие. С любым деревом - в этом твердо убеждена, можно общаться, потому как живое. Впрочем, как и с домашними растениями. Они, как кошки, выбирают хозяев, -ну, отдельный разговор, Вы ж понимаете
А осина... я ей даже не сочувствую, а сострадаю. Вот прикиньте, на человека повесили клеймо, и он с ним живет... страдает, мается, дергается - но есть шанс, что успокоится (видела, помогала, знаю). А дерево, на котором клеймо?.. И все клеймят...
Я никогда не приобщаюсь и не приобщусь к формированию или поддержанию "изгойства". В любом и каждом, будь то человек, животное, растение - есть то, что необходимо для ЖИЗНИ. Только не говорите мне про комаров
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Не знаю, почему, но вот под роспись осина плохо подходит. И холодная на ощупь, что неприятно. Вот липа или береза - от них тепло.
А само осиновое дерево мне очень нравится. Красивые деревья, особенно маленькие. У них листочки, как монетки. Они лес украшают.
А про комаров и не буду. Они мне не мешают - невкусная я.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, согласна, Наденька, под роспись не годится. Зато на поделки - очень даже: и мягкая, и не смолистая, а со временам твердеет (не расколешь, вмятин не наделаешь, случайно уронив). Только сердцевины дерева надо избегать - в изделии будет рыхлой тёмно-коричневой полоской.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Не зря осина плачет. Обидели её люди.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
О! Какая интересная реплика! Спасибо, Денис
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Просто выше всяких похвал! 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Не скрою - приятно Спасибо, Эллен
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень интересно! Кроме осинового кола больше ничего по этой теме не знал (несмотря на биологическое образование, ботанику не любил).
Так что спасибо за просветительство!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А Вам, Сергей, спасибо за интерес к теме и за внимание
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Игорь
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень интересно и познавательно, спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
К.Ю., для меня Ваше спасибо дорогого стоит
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валюша, хотела уже написать, что новое название лучше, но решила перечитать статью. Возникли у меня новые возражения.
1. Пословицы, поговорки и присловья в статье - не отражены в названии и не по теме (нет связи с дрожью).
2. Поверья - нет в названии и не по теме. "По народным поверьям... прикладывают" и т.д. - нет, прикладывают в реальности, а вот излечивает осина - по поверьям (если это не подтверждено какими-нибудь исследованиями). Сведения об использовании осины в народной медицине уместнее будут в статье "Какая польза от осины?".
3. Народный календарь связан с определенными днями (месяцами) - и это не по теме.
4. Слитно написаны слова "(от) ужаса всей (листвой)".
Если оставить все как есть, то из названия лучше убрать про дрожь.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Думала я, думала - с чем-то согласилась, с чем-то нет. Вот результат, Гал.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Заголовок получился немного громоздким, но теперь он ближе к идеалу по сути (только запятая там не нужна).
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галь, объясни про запятую: сложносочиненное предложение, два подлежащих, два сказуемых...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Эти "два в одном" объединены общей вопросительной интонацией.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Точно, стыдно признаться, не помнила этого правила. Убрала запятую, а где-то ведь еще найдется в заголовках...
0 Ответить
Гал, пасиб. Буду думать
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно было прочитать. 5.
0 Ответить
5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
5. Интересно! А вообще-то, когда читала, искала ответ на вопрос о реальных причинах осиновой дрожи.
В остальном статья интересна от начала до конца, но получилась шире названия. Может, как-то его продлить?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галь, а такое название подойдет?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
5. Но я бы таким методом зубную боль лечить не стала.
0 Ответить