История затонувшего боевого судна, которому не было суждено принять участие ни в одном бою, удивительна.
Обнаружили его поблизости острова Бекхольмен в 1956 году, а спустя пять лет, в 1961-м — подняли наверх и поместили в отдельное здание. Почти двадцать следующих лет были посвящены проведению основательной реконструкции галеона.
К строительству нового музея, предназначавшегося для одного-единственного экспоната, приступили в 1987 году. Процесс продолжался три года. Торжественное открытие Музея «Васа» состоялось 15 июня 1990 года.
Затонувший галеон был обнаружен одним из главных специалистов по военно-морской истории Швеции
Спустя несколько дней по координатам, которые указал Андерс Франсен, был отправлен водолаз по имени Пер Эдвин Фельтинг. В абсолютной темноте глубоких вод ему удалось почувствовать нечто, имеющее очень крупные размеры. Наличие пушечных портов, расположенных в два ряда, не оставляло ни малейших сомнений — находкой оказался знаменитый королевский галеон «Васа».
Теперь первостепенной задачей было поднятие четырехпалубного гиганта на поверхность.
«Спасите „Васу“!» — именно такое громкое и лаконичное название носила масштабная кампания, которая молниеносно охватила всю Швецию. Никто не оставался равнодушным: различные предприятия, крупные влиятельные фонды и обычные частные лица помогали, кто как мог, предоставляя необходимые материалы и денежные суммы. Помимо этого, спасательная компания «Нептун» абсолютно бесплатно предоставила надежные подъемные приспособления, а шведский флот — необходимые суда.
Можно представить, в какой опасной и тяжелой обстановке пришлось работать водолазам, так как затонувший корабль был окружен донными отложениями и слоями ила. Для поднятия «Васы» пришлось пробить в этих отложениях не менее шести тоннелей и пропустить через них под днищем судна, наполненного каменным балластом, мощнейшие канаты, изготовленные из самой прочной стали.
В 1959 году успешно поднятый корабль оказался между поверхностью и дном. Таким образом, можно было начать реставрационный этап. Стоит отметить, что все деревянные части галеона, благодаря характерной особенности Балтийского моря, сохранились в идеальном состоянии. Из-за того, что его воды отличаются невысокой степенью солености, оно является крайне неблагоприятным для опасного врага натуральной древесины — ракушки-точильщика. А вот корма галеона нуждалась в частичной реставрации. К тому же, предстояло установить прочные болты для скрепления деталей деревянного корабля и надежные люки для пушечных портов.
Торжественный момент поднятия королевского галеона «Васа» на поверхность состоялся 24 апреля 1961 года и был зафиксирован многочисленными телевизионными камерами. Благодаря своей идеальной сохранности корабль поплыл сразу после того, как вода была откачана из его огромного корпуса. Отбуксировав его в док, стали проводить последующие реставрационные работы.
В каждом килограмме дубового корпуса судна содержалось полтора литра воды. Чтобы защитить древесину, корабль начали орошать раствором полимерного вещества полиэтиленгликоля. Эту обязательную процедуру проводили на протяжении целых семнадцати лет. Правда, и теперь галеон остается слишком чувствительным к воздействию света, а также колебаниям температуры и влажности — именно поэтому осматривают его в затемненном помещении. Сам музей с установленными на крыше стальными мачтами, своим внешним видом отдаленно напоминает корабль.
Один из музейных залов посвящается моменту ухода «Васы» на дно. Также огромное место в экспозиции уделяется увлекательной истории обнаружения судна и его подъема.
Огромный интерес у посетителей вызывают несколько десятков тысяч различных предметов, которые находились на борту «Васы». Среди них — предметы интерьера корабля, офицерские сундучки, настольные игры, одежда, инструменты, а также небольшой перстень из золота, являющийся единственной сохранившейся драгоценностью.
Очень интересно! Спасибо за статью.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень интересный музей. Насколько вообще музей одного корабля может быть интересен.
Также, как и автор, могу рекомендовать Вассу всем, кто окажется в Стокгольме.
Оценка статьи: 5
1 Ответить