Вероника  Башурина Профессионал

Как затонувший галеон стал главным экспонатом музея? Трагедия и величие королевского корабля «Васа». Часть 2

Королевский галеон «Васа», прошедший по воде всего 1300 метров, покоился на дне ровно 333 года. И наконец обрел бессмертие…

История затонувшего боевого судна, которому не было суждено принять участие ни в одном бою, удивительна.

Обнаружили его поблизости острова Бекхольмен в 1956 году, а спустя пять лет, в 1961-м — подняли наверх и поместили в отдельное здание. Почти двадцать следующих лет были посвящены проведению основательной реконструкции галеона.

К строительству нового музея, предназначавшегося для одного-единственного экспоната, приступили в 1987 году. Процесс продолжался три года. Торжественное открытие Музея «Васа» состоялось 15 июня 1990 года.

Затонувший галеон был обнаружен одним из главных специалистов по военно-морской истории Швеции XVI—XVII вв.еков — Андерсом Франсеном. Целых пять лет он занимался изучением архивов, что позволило ему определить местонахождение боевого судна. Для успешных поисков он изготовил специальный зонд. Это принесло неплохой результат: 25 августа 1956 года данное устройство поднялось на поверхность, прихватив вместе с собой кусок сильно почерневшей древесины дуба.

Спустя несколько дней по координатам, которые указал Андерс Франсен, был отправлен водолаз по имени Пер Эдвин Фельтинг. В абсолютной темноте глубоких вод ему удалось почувствовать нечто, имеющее очень крупные размеры. Наличие пушечных портов, расположенных в два ряда, не оставляло ни малейших сомнений — находкой оказался знаменитый королевский галеон «Васа».

Теперь первостепенной задачей было поднятие четырехпалубного гиганта на поверхность.

«Спасите „Васу“!» — именно такое громкое и лаконичное название носила масштабная кампания, которая молниеносно охватила всю Швецию. Никто не оставался равнодушным: различные предприятия, крупные влиятельные фонды и обычные частные лица помогали, кто как мог, предоставляя необходимые материалы и денежные суммы. Помимо этого, спасательная компания «Нептун» абсолютно бесплатно предоставила надежные подъемные приспособления, а шведский флот — необходимые суда.

Можно представить, в какой опасной и тяжелой обстановке пришлось работать водолазам, так как затонувший корабль был окружен донными отложениями и слоями ила. Для поднятия «Васы» пришлось пробить в этих отложениях не менее шести тоннелей и пропустить через них под днищем судна, наполненного каменным балластом, мощнейшие канаты, изготовленные из самой прочной стали.

В 1959 году успешно поднятый корабль оказался между поверхностью и дном. Таким образом, можно было начать реставрационный этап. Стоит отметить, что все деревянные части галеона, благодаря характерной особенности Балтийского моря, сохранились в идеальном состоянии. Из-за того, что его воды отличаются невысокой степенью солености, оно является крайне неблагоприятным для опасного врага натуральной древесины — ракушки-точильщика. А вот корма галеона нуждалась в частичной реставрации. К тому же, предстояло установить прочные болты для скрепления деревянных деталей и надежные люки для пушечных портов.

Торжественный момент поднятия королевского галеона «Васа» на поверхность состоялся 24 апреля 1961 года и был зафиксирован многочисленными телевизионными камерами. Благодаря своей идеальной сохранности корабль поплыл сразу после того, как вода была откачана из его огромного корпуса. Отбуксировав его в док, стали проводить последующие реставрационные работы.

В каждом килограмме дубового корпуса судна содержалось полтора литра воды. Чтобы защитить древесину, корабль начали орошать раствором полимерного вещества полиэтиленгликоля. Эту обязательную процедуру проводили на протяжении целых семнадцати лет. Правда, и теперь галеон остается слишком чувствительным к воздействию света, а также колебаниям температуры и влажности — именно поэтому осматривают его в затемненном помещении. Сам музей с установленными на крыше стальными мачтами, своим внешним видом отдаленно напоминает корабль.

Один из музейных залов посвящается моменту ухода «Васы» на дно. Также огромное место в экспозиции уделяется увлекательной истории обнаружения судна и его подъема.

Огромный интерес у посетителей вызывают несколько десятков тысяч различных предметов, которые находились на борту «Васы». Среди них — предметы интерьера корабля, офицерские сундучки, настольные игры, одежда, инструменты, а также небольшой перстень из золота, являющийся единственной сохранившейся драгоценностью.

Обновлено 14.08.2015
Статья размещена на сайте 9.08.2015

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Татьяна Дмитриева Татьяна Дмитриева Волшебница компании «Медио» 17 августа 2015 в 12:59

    Очень интересный музей. Насколько вообще музей одного корабля может быть интересен.
    Также, как и автор, могу рекомендовать Вассу всем, кто окажется в Стокгольме.

    Оценка статьи: 5