Валерий Руденко Мастер

Страницы российской истории. Как наши подводники совершили первый переход из Черного моря на Дальний Восток?

Получили приказ «подготовить лодки к переходу на дальневосточный театр, в Находку… Портом базирования нам определена бухта Врангеля, запасная база — порт Дальний, где заканчивается строительство необходимых сооружений», — записал 1 апреля 1903 года в дневнике Михаил Беклемишев.

Подводная лодка «Краб» Источник

Он был одним из создателей первой отечественной подводной лодки и начальником балаклавской «водолазной школы» — под таким названием скрывался первый отряд подводных минных заградителей. В этом дальнем походе Беклемишев координировал взаимодействие между подлодками и пароходом Добровольческого флота «Смоленск» со сменными экипажами подводников и грузом запасных частей на борту.

Надо отметить, что первые подводные лодки не были под водой глухими и слепыми. У них уже был эхолот, и акустики могли отслеживать шумы корабельных винтов на расстоянии 20−30 километров. Были и радиостанции, способные поддерживать устойчивую радиосвязь на расстоянии до 2,5 тысячи километров, в том числе в радиотелефонном режиме — на несколько десятков миль. Конечно, только при перископном положении лодки, «поскольку антенна ближней связи выведена на головку перископа».

* * *
Через три дня после получения приказа подлодки «Рак» и «Краб» отвалили от причальной стенки, под перископами вышли из бухты и взяли курс на Босфор для рандеву со «Смоленском». Днем шли под водой, когда темнело — всплывали в крейсерское положение, а с рассветом «ныряли». В Босфоре перископ пришлось опустить, двигались на 15 саженях по счислению, прощупывая глубину эхолотом. Когда к ночи движение судов в проливе затихло, поднялись под перископ, проверились — прошли как по ниточке.

Так же скрытно миновали Мраморное море, Дарданеллы, «вошли в Эгейское море, до Гибралтара — 2300 миль. Машины в порядке спать», — записал Беклемишев в 6.53 утра 8 апреля. «К конвою, наконец, присоединились катамараны „Гера“ и „Маша“. На них возложены обязанности разведчиков и посыльных судов… вот ходят они изумительно. 20 узлов у них — экономический ход! Полный же — до 45 узлов! Катамараны идут впереди каравана, на траверзах у „Смоленска“, сообщая о встречных судах, коих в этих водах с избытком. Зачастую и по ночам поныривать вынуждены».

За Гибралтаром ждал океан, но «переход Атлантикой к мысу Доброй Надежды особой озабоченности у меня не вызывает. Лишь бы машины пребывали в исправности».

* * *
«04.05.1903 г. 11ч. 01 м. Уже ровно месяц как мы в походе. Сейчас переберемся на „Смоленск“, на недельный отдых. Прогноз погоды на эту неделю чудесный. Отдохнем по-человечески и затем вернемся на родной „Рак“. Там же, кстати, и экватор пересекать случится. До Кейптауна 3510 миль».

Донимала жара: «Хоть ночью в лодке делается дышать полегче, а вокруг буквально целый океан прохладной воды. Нет, с температурой в прочном корпусе положительно надо что-то решать. Зимой холодно до стука зубовного, летом духота до потери сознания. Двигатели дают массу тепла, морские воды приятно прохладны, а мы же, как в аду маемся».

При подходе к Мадагаскару волной погнуло лопасти винтов на обеих лодках, у «Рака» заклинило на всплытие носовые рули. Потом «лодка моя и вовсе лишилась хода. А это уже абзац полный. Высота волны около 4 саженей, крен доходит до 30 градусов. Так запросто и оверкиль исполнить. Каким-то чудом выдерживает рулевое перо».

«06. 06. 1903 г. 02 ч. 05 м. Надо как-то ставить корабль против волны… Четыре раза машинный квартирмейстер 1 статьи Григорий Рожнов, обвязавшись линем и цепляясь за леера, пытался добраться до кормового флагштока. Трижды смывало его за борт в кипящую воду и нам приходилось вытаскивать его обратно на палубу. И только в четвертый раз ему удалось закрепить линь. И в четвертый раз волна смыла его с палубы. Втащили мы героя обратно совершенно уже обессилевшего и донельзя продрогшего… Привязав второй конец линя к перископу, мы все же смогли поднять клочок брезента, наподобие кливера, и привести лодку к ветру. Теперь уже не опрокинемся, слава Богу».

* * *
В шторм при замене сгоревшего ротора эта многопудовая махина качнулась и прижала к борту машиниста Василия Акулова: «Попало бедняге прямо по грудной клетке и раздавило так, что кровь хлынула у него изо рта» — ребра проткнули легкое. Судовой врач успешно прооперировал моряка, несмотря на сильную качку. «Думаю, когда подойдет „Маша“, то сбегает к Адену и пересадят там Василия на какой либо пароход Доброфлота. 2800 миль не близко, конечно, однако и выбора нет. А то, как еще инвалида эвакуировать? На иностранце попутном — прямо запрещено… Всего хорошего во всей этой истории, что уж нищенствовать на берегу Василию не придется. У него по судовой роли жалование, как у капитана второго ранга на императорском флоте. Вот из специального фонда инвалидов, учрежденного для семей погибших и утративших здоровье летчиков и подводников, так и будет получать всю причитающуюся ему ежемесячно сумму в виде пенсии, до смерти самой… При условии таком нам жизнью своей рисковать не в пример легче».

Двигатель все-таки отремонтировали: нашли укромный островок вдали от морских путей и в его лагуне довели ремонт до конца.

В середине августа лодки успешно добрались до места назначения. А с началом русско-японской войны на Дальний Восток — уже по суше — были переброшены «Дельфин» и еще несколько подводных лодок. Их присутствие вынудило японцев отказаться от морской блокады Владивостока.

* * *
Михаил Николаевич Беклемишев активно занимался подводными и минными делами до 1910 года, когда вышел в отставку в чине генерал-майора. Но и после того он преподавал минное дело, консультировал кораблестроителей.

В Советской России Беклемишев до ухода на пенсию заведовал частью подводного плавания Особого технического бюро. Дважды, в 1920 и 1935 годах, его арестовывали, но оба раза отпускали. Третий арест, возможно, не закончился бы так же благополучно, но до репрессивной волны 1937 года Михаил Николаевич не дожил…

Обновлено 21.08.2015
Статья размещена на сайте 16.08.2015

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: