Что бы это значило? А то, что Семин день наступил — Семен Летопроводец, и начинается короткое «бабье лето». Семин день (день преподобного Симеона Столпника) — 14 сентября (1 сентября по старому стилю), венчал окончившееся лето и возвещал наступление осени. Он считался счастливым для новоселий и свадеб, что и понятно: летние заботы у крестьян заканчивались, можно было немного передохнуть после страдных трудов.
В деревнях Тульской губернии крестьяне хоронили мушино-тараканье племя до середины XIX века. Они верили: если «злую муху закопать осенью в землю — прочие кусать не будут», «убьешь муху до Семина-дня — народится семь мух; убьешь после Семина — умрет семь мух».
Шутливым похоронам предшествовал обряд изгнания мух, сопровождавшийся специально сложенными приговорами: «Муха по мухе, летите мух хоронить», «Мухи вы, мухи, комаровы подруги, пора умирать», «Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь». Прогоняли летучих насекомых обычно полотенцами, но кое-где использовали… штаны: дескать, после портков муха в избу уже никогда не воротится.
Погребальные «антимушиные» песни в наше время звучат забавно. Вот, к примеру, одна из них:
Два братца, два Кондратца
Нову баенку строили;
Две лисички, две сестрички
Нову баенку топили.
Повела вошка блошку в нову баенку.
Муха пару поддавала, вошка парилася,
С перепару вошь упала — ножку выломала.
Два дня лечилася, на третий в могилу.
А попы были клопы, а дьячки были сверчки,
Тараканы погребали, мыши голос подавали:
«Помяни нашу рабу, серу вошь во гробу».
Вообще-то, Семин день был больше мужским праздником. К нему из соломы и тряпок делали куклу Симеона Столпника с цепом в руках — символом предстоящей молотьбы. Ее водружали на верхушку вкопанного в центре села столба, и парни состязались в ловкости, пытаясь «Симеона» снять. Самый ловкий затем убегал с куклой, а другие его ловили, пытаясь до нее дотронуться — это приносило удачу на целый год.
С Семиным днем связывался и обряд пострига — выхода мальчиков от младенческого возраста, своеобразное посвящение в воинство или крестьянство. У ребенка двух-трех лет после молебна выстригали пучок волос, сажали на коня, и крестный отец под молитву и с образом обходил двор, ведя коня под уздцы.
Впрочем, в разных местах постриг совершался по-разному. На Дону, например, казаки символически били ребенка плетью, сажая его на коня. А вот на Орловщине обходились без четвероногих: родные и близкие малыша сажали на стол, крестные родители крестообразно выстригали ему волосы, клали на тарелку деньги и переодевали мальчика в новую рубашку. Схожим образом — с последующим переодеванием в соответствующую полу одежду, проходил и обряд заплетания косы у девочек.
Завершался Семин день, конечно же, гуляньем и пиром. Причем для парней главным блюдом была курица: считалось, что ее мясо даст заряд сил и здоровья на целый год. А запивали ее пивом…
Подумаешь - тараканы! Мне рассказывали, что в одной книжке писано, - один пацан золотые монеты хоронил/закапывал в мать-сыру землю, а деревцо с золотыми листьями к утру вырасти должно было!!! Вот такая историческая разница - в России мух хоронют, а продвинутые эвропейцы - золотые взращивают
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Интересная традиция, пора возрождать, а то тараканы уже народу в головы полезли.
2 Ответить