Борис Рохленко Грандмастер

Роксолана и Сулейман Великолепный. Где их видел Тициан?

Роксолана (или Хюррем Хасеки Султан) — жена османского султана Сулеймана Великолепного. Среди работ Тициана — великого венецианского художника — есть ее портрет, который сегодня можно увидеть в музее Ринглинг (Сарасота, США).

Сравнение портретов Фото: Борис Рохленко, личный архив

Джорджо Вазари, биограф знаменитых художников того времени, писал, что он видел в мастерской Тициана портрет шестнадцатилетней жены султана Сулеймана Великолепного:

«Ее заостренный головной убор, который традиционно носили в Османской империи, украшен сапфирами, жемчугом, бриллиантами и рубинами, и все это скреплено сапфиром надо лбом. Воротник из куницы с ожерельем на шее из драгоценных камней закреплен к ее браслету поводком, браслет инкрустирован теми же камнями, которыми украшен головной убор».

Это описание соответствует портрету в музее Ринглинга. Естественно, возникает вопрос: где был написан портрет? Видел ли Тициан Роксолану? Или это перерисовано с картин, написанных каким-то придворным художником?

Тициан,
Тициан, «Роксолана», 97×76 см, музей Ринглинг, Сарасота, США
Фото: Источник

Встреча Тициана и Роксоланы была вполне вероятна и по пространству, и по времени. По времени: Роксолана жила с 1502 по 1558 год, Тициан — с 1490 по 1576 год. По географии это было возможно в двух случаях: либо Роксолана побывала в Италии, где встретилась с Тицианом, либо Тициан побывал в Константинополе и там написал ее портрет.

Первый вариант весьма сомнителен: нигде не упоминается о том, что султан куда-то выезжал вместе с женой. Второй — возможен, но для него нет доступных подтверждений.

По свидетельству Вазари, на этом портрете Роксолане 16 лет, то есть портрет написан в 1518 году. За год до этого Тициан получил титул первого художника Венецианской республики.

Как пишут историки о муже Роксоланы Сулеймане Великолепном:

«Тотчас после вступления на престол он завязал мирные переговоры с Венецией и заключил с ней в 1521 г. договор, признавший за венецианцами право торговли на турецкой территории и обещавший им охрану их безопасности; обе стороны обязались выдавать друг другу беглых преступников. С тех пор Венеция хотя и не держала в Константинополе постоянного посланника, но посольства из Венеции в Константинополь и обратно отправлялись более или менее регулярно».

У правителей того времени было принято отправлять своих придворных художников в государство, с которым существовали добрые отношения. Цель — удовлетворить запросы союзного государя. Как бы совершенно естественно, что один из запросов — портреты царствующих особ.

Тициан,
Тициан, «Портрет леди», 98×74 см, National Gallery of Art, Вашингтон, США
Фото: Источник

Таким образом, теоретически Тициан мог побывать в Константинополе и написать там портрет любимой жены Сулеймана Великолепного. Если это так, то свидетельство Вазари о том, что это портрет 16-летней Роксоланы, оказывается неточным: ей не меньше 19 лет.

Но есть еще несколько вопросов: портрет был один? Каким образом заказной портрет, который одновременно мог быть подарком Венеции Сулейману, оказался в Италии? Может быть, это заготовка или копия? Тогда вырисовывается такая последовательность событий: Тициан прибыл в Константинополь, написал портрет, сделал копию (или это был этюд), портрет остался в Константинополе, а копию Тициан увез в Венецию. Скорее всего, это был этюд: для парадного портрета он слишком мал.

Замечание по поводу. На тициановских портретах знатных дам нет богатых украшений, все относительно скромно по сравнению с Роксоланой. Возможно, именно ее портрет дал толчок развитию ювелирного искусства: украшения были как бы свидетельством могущества.

P. S. В Национальной галерее искусств в Вашингтоне, США, есть картина Тициана «Портрет леди». Если поставить рядом портрет из музея Ринглинга, Сарасота, США, то можно предположить, что это — тоже Роксолана. И вероятно, что это тоже набросок, этюд: оба они были в мастерской Тициана в Венеции, а потом — разошлись по разным владельцам.

Парный портрет Сулеймана Великолепного (а он должен был быть написан: это был своего рода канон), скорее всего, хранится в одном из дворцов в Турции (хотя не исключено, что оба портрета — Сулеймана и Роксоланы — погибли по разным причинам).

Обновлено 16.06.2018
Статья размещена на сайте 18.09.2015

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Николай Егоров Читатель 23 июня 2018 в 18:26 отредактирован 24 июня 2018 в 06:23

    У мусульман того времени было запрещено изображать человека. А из гарема -это вообще в области фантастики.

  • Любовь Данилова Читатель 17 июня 2018 в 21:07 отредактирован 18 июня 2018 в 09:25

    примечательно - Роксолана не похожа на украинку как привыкли утверждать на Украине,тем более рыжая,а украинки чернявые

    • Любовь Данилова, украинки различные бывают, если утверждать, что Роксолана с Червоной,то там светловолосые и рыжеволосые женщины часто встречаеться. На многих портретах подтверждено, что Роксолана с Руси ДЕ Росса.

  • Про Роксолану, очень много ещё историками написано, можно было автору продолжить тему. Например , была ли в действительности встреча Роксоланы и Казака Байды Вешневецкого, которая описана в романе П. Загрибельного "Роксолана", или нет? К стати,только он и реально близко подошёл к описанию образа Роксоланы.

  • Здравствуй декабрьская статья, по второму кругу пошли.

  • Красивая легенда. Взяла Роксолана билет на самолет, слетала в Италию к Тициану (о чем говорить? - полчаса лета!) и тот ее нарисовал. В двух копиях, причем одну продал кому-то местному...
    Невероятного тут нет - говорят же, что герцогиня Альба не то позировала не то хотела позировать Гойе в голом виде. В Испании в эпоху инквизиции. Хотя - это в кино показывали, в жизни этого быть не могло.
    Так и тут - чтобы женщина из гарема хоть куда-то выехала? Или, чтобы султан съездил в другую страну, поговорить с художником, заказать портрет?
    И "веришь-не веришь" тут работает только для того, кто верит.
    Вода сухой не бывает.
    Фантазия у художников - огромная, а в гаремы им путь закрыт. Как закрыт и путь из гарема.
    В фантазию Тициана верю безоговорочно. В портрет воображаемой красавицы - тоже верю.
    В портрет, сделанный на основе какой-нибудь итальянской модели (молодой прачки, служанки и т.п.) - верю.
    В портрет Роксоланы - не только не верю. Факты говорят, что это абсолютно невозможно.
    По сотне причин, первая из которых - ислам запрещает делать портреты.

    Оценка статьи: 5

    • Игорь Вадимов, известен факт, когда какой-то султан или шейх (не помню точно) попросил фотографа - это было в начале эры фотографии - сфотографировать его любимую жену. Между прочим, она была страшна. Но - любима. Что касается художников - они перемещались по всей Европе из дворца во дворец. И если пишут (опять же историки), что Тициан написал портрет жены султана, то можно допустить, что он был в Константинополе в качестве подарка.

      • Борис Рохленко, теория вероятности допускает практически все.
        А если сравнивать события века 20го со Средневековьем, то допустить можно и не такое.
        Мог ли Тициан написать портрет жены султана? Однозначно - ДА!
        Могла ли жена султана позировать Тициану? - ???
        Чтобы сделать это Тициану надо было поехать в терра инкогнита тогдашнего времени, за тридевять земель, по крайне опасному из-за пиратов Средиземному морю, в Стамбул. Есть ли в биографии Тициана дырка примерно в год-два? Если да - возможно, Тициан инкогнито ездил почему-то в Ставмбул.
        Тут возникает вторая проблема - запрет ислама на создание портретов. То, на что сквозь пальцы смотрели священнослужители в веке 20м, в веке XV могло стать причиной смещения с трона.
        ...а в общем, Вы правы - все возможно. Вот только вероятность поездки Тициана в Стамбул, его проход в гарем султана и написание им портрета любимой жены султана, по моим прикидкам имеет вероятность примерно 0.00000001%. (Впрочем, нулей тут я явно не доставил...)
        Шанс выйти на улицу и найти крупный бриллиант - величина примерно такого же порядка.

        Оценка статьи: 5

        • Игорь Вадимов, тем не менее, есть портреты, есть их идентификация, есть их названия. Следующий шаг - подвергнуть сомнению работу искусствоведов, объявить, что они все не отдают себе отчета о том, что пишут. И вообще, кто дал названия портретам? Есть где разгуляться критикам, особенно если у критиков нет возможности познакомиться с первоисточниками.

  • В гарем никого не пускали, гаремных жён никто не видел, да и девушке на портрете,отнюдь не 16 лет. Одежды больше похожу на те что носили 18 веке. Если предположить, что Роксолана могла появляться без яшмака, то ей уже было далеко не семнадцать

  • Юля Иванова Читатель 23 декабря 2017 в 23:37 отредактирован 21 мая 2018 в 14:48

    В 2014 году данное предположение опубиковала я,на одном из известных сайтов. Борис, так вот, если Вам интересно,это Михримах султан (портрет молодой девушки).Источники Вам не скажу, т.к Вы не делаете ссылки,где нашли данный артефакт.И еще, мы нашли портрет шехзаде Мехмета (не безучастия одного из европейских сообществ).

  • Каким образом заказной портрет, который одновременно мог быть подарком Венеции Сулейману, оказался в Италии?
    Не мог, тот портрет,что висит в музее на 99 ,9% нарисован Тицианом по памяти.
    Заказной портрет своей жены Сулейман никогда бы не подарил Венеции, ни при каких условиях....
    Это Ислам...

    Оценка статьи: 5