Борис Рохленко Грандмастер

Дюссарт, Рубенс, котелок... Как они связаны?

Корнелис Дюсарт (1660−1704) — нидерландский художник, ученик Адриана ван Остаде. В 1679 году в возрасте 19 лет был принят в гильдию св. Луки (нечто вроде профсоюза художников). После смерти своего учителя завершил незаконченные картины Адриана ван Остаде и его брата Исаака, поэтому иногда можно принять работы Корнелиса за работы Адриана.

Современный армейский котелок https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Schweizer_Armee_-_Gamelle_(Feldessgeschirr).JPG

Корнелис работал как гравер в технике меццотинто. Как и его картины, гравюры изображают сценки с веселящимися крестьянами и горожанами и с дотошностью передают обстановку, в которой действуют персонажи.

Гравюра «Старость». Тускло освещенная масляным светильником комната. На стене — картина в рамке: скелет не то с косой, не то с граблями (видимо, это символ бренности земного, «мы все там будем»).

На улице холодно: все персонажи одеты очень тепло, в камине ярко пылают торфяные брикеты.

Справа у самого огня — бородач в колпаке. В левой руке — трубка, в правой — ложка, которой он набирает что-то в мисочке. Мисочку держит согнутая в три погибели беззубая старуха. Она опирается на костыль, а в левой руке у нее бутылек (как видно, с чем-то веселящим).

Слева сидит еще один персонаж. Он уже набрался настолько основательно, что не может удержать выпитое.

Трудно сказать, что это за помещение: не то уголок в трактире, не то жилье сидящего у камина. Приятель зашел на огонек, они хорошо выпили. И тут появилась давняя подруга: он спокойно ест из ее посудины, она готова ему налить выпивку.

Она — не бедная, она не нищая: на поясе — ключи, за плечами — кошелек, жилетка с меховой оторочкой, нигде нет ремков. (Лица персонажей абсолютно не вяжутся с бедностью или унынием. Точнее было бы назвать гравюру «Веселящаяся старость».)

Что же это за старое знакомство, если не сказать — дружба? Может быть, они вместе воевали? Она — маркитантка, он — солдат. Тогда становится понятным присутствие еще одного персонажа — солдатского котелка. Он занимает почти центральное место и выписан настолько детально, что его можно изготовить! (Кстати, он стоит на подогревателе — подставке, в которую ставят плошку с углями. В крышке подставки есть отверстия для прохода тепла. И на ней лежит бумага с табаком, насыпанным для просушки. Стало быть, и в котелке что-то подогревается.)

Перед нами едва ли не единственное изображение этого атрибута солдатской жизни. И самое интересное: 1680 год, семнадцатый век, а котелок как будто сошел в картину из инструкции министерства обороны! Конструкция котелка оказалась настолько гениальной, что до наших дней практически не поменялась.

Неясно, когда родился этот замечательный, можно сказать — универсальный, воинский инструмент. Есть одна зацепка, попробуем ее использовать.

Дело в том, что Питер Пауль Рубенс в своем достаточно большом полотне «Возвращение с войны» (127×163 см), написанном в 1610—1612 годах, очень подробно изобразил армейскую атрибутику и инструменты для ее изготовления. Видимо, непременной принадлежностью армий в его время были предметы для приготовления пищи: котлы, кастрюли. И среди них есть прямоугольная кастрюля.

Можно предположить, что это — прототип сегодняшнего котелка. И тогда дата рождения этой солдатской утвари определяется временным интервалом от 1610 до 1680 года.

Обновлено 4.10.2015
Статья размещена на сайте 29.09.2015

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: