Отношение греков к красоте тела особенно ярко иллюстрирует история Фрины — известной гетеры, послужившей моделью для многих статуй. Когда ее осудили за богохульство и «развращение лучших афинских мужей» и уже готовы были вынести смертный приговор, ее адвокат предъявил последний аргумент — просто сдернул с Фрины одежду. Увидев, сколь прекрасна нагота подсудимой, судьи усомнились, что в таком теле может быть порочный дух, и… оправдали.
В той же Древней Греции, чуть ли не впервые в истории, попытались математически вычислить и определить каноны красоты человеческого тела.
Изучая законы гармонии и пропорциональных соотношений, знаменитый математик Пифагор в VI в. до н.э. открыл принцип «золотого сечения» (сам термин был введен Леонардо да Винчи), по которому целое относится к своей большей части, как большая к меньшей. Если С — целое, А — большая часть, В — меньшая, то «золотое сечение» выражается формулой — С: А=А:В. Это послужило основой для расчета пропорциональных соотношений.
Доскональный расчет канонов красоты произвел древнегреческий скульптор Поликлет в V в. до н.э. (его сочинение на эту тему так и называется — «Канон»). По его мнению, идеальное тело должно быть таким: голова — 1/7 всего роста, кисть руки — 1/10, ступня — 1/6, а центр тела должен приходиться на уровень пупка.
Антропологи установили, что деление человеческого тела точкой пупа — важнейший показатель «золотого сечения». Мужские пропорции колеблются в пределах среднего отношения 13 к 8 (1,625). Они ближе к «золотому сечению», равному 1,618, чем женские, составляющие 8 к 5 (1,6). У женщин ноги… короче!
Однако если отвлечься от бесспорного авторитета греческих скульпторов и приглядеться к «Венерам» непредвзятым оком, то можно заметить, что их красота по нынешним меркам является не такой уж идеальной.
Во-первых, древнегреческая женская фигура толстокостна, массивна, с мягкими округлыми формами. Во-вторых, у нее небольшая, абсолютно симметричная грудь, довольно широкая талия, почти плоские ягодицы и коротковатые ноги. Для примера приведем «модельные» параметры Афродиты Книдской, исполненной знаменитым Праксителем: рост — 164 см, грудь — 86, талия — 69, бедра — 93.
По статуям мы также можем составить представление и об идеальных чертах лица древней гречанки: большие глаза с широким межвековым разрезом, маленький рот и классический «греческий» нос, прямой и фактически продолжающий линию лба.
Несмотря на благородную белизну греческих статуй, гречанки, как и египтянки, вовсю пользовались косметикой: подкрашивали глаза и брови, румянили щеки.
Кстати, на самом деле древние греки всегда ярко раскрашивали статуи, а «классическая» белизна (которая так восхищала гуманистов Возрождения) появилась лишь под влиянием безжалостного времени. Но вернемся к женщинам…
Самая популярная прическа античности нам тоже прекрасно знакома: это завязанный на затылке греческий узел «коримбос». Волосы чернявые гречанки предпочитали обесцвечивать при помощи щелочного мыла и солнечных лучей. Как видите, мода на блондинок имеет давнюю историю.
Греческие идеалы красоты перешли к римлянам с некоторыми поправками. Идеальной римлянке предписывалось быть статной, дородной, уж ни в коем случае не худой. Однако полнота требовалась отнюдь не рыхлая, фигура должна была сохранять грациозность и стройность. Для римлянок, скелет которых был генетически тоньше, чем у гречанок, выполнить это условие было нелегко. Они активно занимались физическими упражнениями, а также туго бинтовали грудь и бедра.
Желание стать блондинками перешло от греков к римлянам вместе с остальными канонами красоты. Именно светлые, русые, рыжие волосы особенно ценились в Древнем Риме. Проститутки же были просто обязаны иметь желтый или белый цвет волос (согласно римским законам, благородным матронам менять свой цвет волос возбранялось). Так как постоянная процедура обесцвечивания была рискованна не только «солнечными ударами», но и полным облысением, в моде были парики из светлых волос, поставляемые обычно из завоеванной Галлии.
Кожу римлянки тоже отбеливали, и тоже довольно опасным способом — свинцовыми белилами, что нередко приводило к отравлению. Были и другие, менее опасные «рецепты»: например, крем из хлебного мякиша и молока, мыло из козьего жира и пепла букового дерева. А римскую императрицу Поппею во всех поездках сопровождал караван из пятисот ослиц, в молоке которых она ежедневно купалась.
Ідеалом античної краси сучасності є Пташка
0 Ответить
Красота - страшная сила. Идеала и по сей день нет - есть просто мода и вкусы людей.
0 Ответить
Всем ПАСИБА!
0 Ответить
Хорошо написано!
0 Ответить
Очень понравилось! 5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно.
0 Ответить
Вы интересно и хорошо пишите. Спасибо.
0 Ответить
Спасибо!
0 Ответить
Ну, а почему картинка - не об этом античном идеале?!
Понятно, в тему истор анекдота. Но уж больно мелкий масштаб. Взяли бы хоть праксителевскую Афродиту, книдскую, кажется?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Люба! Вы слишком оперативно комментируете. Я еще только выкладываю картинки.
А заставка такая из-за требований сайта - цветная горизонтальная. А Венеры все, как назло вертикальные.
0 Ответить
Ну, тогда вообще антику какую-нибудь, чтоб обозначить время и место. На этой картинке тетка вообще каким-то пятном светлым смотрится - и все, никакой античной красоты. А Венеру Праксителя хорошо бы. Иначе сама засуну в комменты! Толстую и вертикальную.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Все, теперь успокоилась, все картинки на месте.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ну неужели Вы могли подумать, что я обойдусь без каменных баб? А что толстые - это Вы зря. Хороший зад - хорошо рожать. Всё разумно. А что груди не силиконовые, так для лактации размер груди совершенно не имеет значение. Старый и нудный научный факт.
0 Ответить
Знаю
Оценка статьи: 5
0 Ответить
сама
Оценка статьи: 5
0 Ответить