Молодежь пела под гитару. В большой цене были песни на английском или хотя бы с явным заморским колоритом. Время от времени это малоубедительно осуждалось, а запреты, как известно, делают плод слаще. Одновременно навязчиво предлагали народную музыку. Точнее, народная музыка жила своей жизнью и была любима, а навязывали лишь ощущение, что все народное спущено сверху.
Множество небольших репутационных потерь обернулось презрением к традиционной культуре. А в чужой культуре мы заведомо не продолжатели, а подражатели. Созрело вполне правильное решение, что лучше уж быть потребителями, чем подражателями, и нормой стала былая неполноценность, ведь свободные раскованные танцы, и пение, и рисование были в порядке вещей. Игрой на гармони называлась игра с гармонью, а не исполнение чего-либо заученного по нотам.
В начале прошлого века абсолютное большинство населения было сельским. После увлекательной (хотя для кого-то мучительной) работы на свежем воздухе люди сходились и показывали, кто во что горазд. Буквально каждый двигался и звучал, столбиками не стояли. Любили родной край, любили свои песни, хорошо знали и ценили друг друга в своих сложившихся сообществах. Березки, рябинки и черемухи, о которых пели в песнях, были настоящими друзьями, дорогими спутниками обыденной жизни. И вдруг избенки и рябинки затапливают или как-то иначе отправляют в небытие.
Есть огромная разница между необходимыми разумными преобразованиями и дурным реформированием. Если «край родной, навек любимый» уничтожен дураком во власти и народ, который вроде бы хозяин своей земли, не смог свою землю защитить, то он от стыда разбегается. Сообщество и его традиционная культура умирают. А замена уже готова, поджидает — это город с его удобствами и подражательством.
Если говорить конкретно о гармони, то она в городе становилась клеймом. Город защищался от нашествия сельчан тем, что не признавал их полноценными, и гармонь, как явный признак деревенского происхождения, делала своего хозяина недоразвитым в глазах окружающих. Нередко так оно и было на самом деле. Правда отдельных случаев становилась стереотипом, а быть жертвой стереотипного восприятия очень трудно, проще выбросить гармонь.
Долгие годы прошли, прежде чем мы стали понимать, что в те годы было манипуляцией, обернувшейся в итоге крахом страны. И тот факт, что горожане превосходят деревенских, получил свое объяснение после того, как из страны вымыли интеллектуальную элиту, предложив ей более комфортные условия существования. Не может село соревноваться с городом, если лучшие из села бросают дом ради квартиры. И теперь, когда отчасти стало ясно, что происходило в прошедшие десятилетия, потерянное хочется вернуть.
Игру на гармони, игру с гармонью — вернуть. Но почему игра на гармони — это именно игра, в отличие, скажем, от игры гитаре?
На гитаре заучиваются аккорды — на гармони они уже готовые.
На гитаре заучивается последовательность аккордов, как минимум на начальном этапе иначе не получается — на гармони аккорды стабильные и скоро начинают звучать в уме, отчего подбор аккомпанемента становится легким делом.
На гитаре в основном аккомпанируют чужому голосу — гармонь сама себе поёт.
У игры на гармони есть все признаки компьютерной игры. В игре чередование удач и неудач завершается прохождением уровня, но и на гармони удачи носят такой же полуслучайный характер из-за хаоса кнопок в правой клавиатуре. Просчитывать в реальном времени, где что получится — это непросто, и добраться до завершения первый раз весьма непросто, но после нескольких повторов приходит безошибочная игра. Совершенствование идет быстро и зримо.
Зато после освоения гармони оказывается понятна сама суть аккомпанемента, и он получается на гитаре, на аккордеоне и баяне, на фортепиано. Гитара после гармони — это 7 аккордов, которые подбираются и правильно чередуются без всяких инструкций и подсказок. Появляется готовая основа, которую можно как угодно разукрашивать.
Гармонь так устроена, что случайное нажатие на несколько кнопок подряд дает правильный аккорд. Можно с первого же дня начинать игру, в которой успехом является быстрый правильный выбор кнопок на марафонской дистанции. Играть можно непрерывно несколько часов подряд, не повторяя коленца. С каждым днем это становится все интереснее, стоит только начать. А результат длинной импровизации — это не только восторг окружающих, но и особое состояние мозга, натренированного долго успешно творить.
Гармонь меняет биоритмы мозга. Она вытаскивает из депрессии и забрасывает в светлые просторы свободного творчества. Девушки не случайно любили гармонистов: с такими людьми вся жизнь складывалась удачно. Они жизнерадостные решатели проблем, впрочем, проблемы вокруг них просто не появляются.
Один-два урока, в том числе видео-урока, и новичок попадает в царство свободы. Это мгновенно изменяет отношение к мирозданию в целом, а самого гармониста делает ценным для окружающих человеком. Надо лишь отбросить взгляд на себя со стороны, которым мы зачем-то забиваем свои умы, и отдаться забаве. Любопытен тот факт, что у играющихся с гармонью пропадает тяга к выпивке и куреву, излечивается застенчивость, многократно возрастает работоспособность, улучшается речь.
Последнее-то легко объяснить: мелкая моторика зависит от зоны мозга, которая прямо граничит с речевой, и разогрев одной зоны тонизирует другую. И насчет наркотизации все понятно, ведь во время игры выделяются эндорфины (подробности — у биохимиков). Насчет застенчивости тоже ясно, ведь смелость в озвучивании пространства тренирует самоподачу.
Но почему гармонисты много и охотно работают? У меня нет объяснения. Но то, что гармонь эффективнее фармакологии и психотерапии, — факт.
Но гармонь — не панацея, нет. Сунуть гармонь в руки бестолочи и ожидать, что станет умницей, не приходится. Бестолочь даже с гармонью не сможет выйти из своего нездорового состояния. Особенно сейчас, когда на гармони играет далеко не каждый второй, и нужный настрой не у кого перенять, можно лишь породить.
Статья интересная, но...
И частушки под гармонь часто были не похабные, а просто веселые.
И под гитару пели и Высоцкого и Окуджаву - намного чаще, чем Лед Зеппелин или Битлз.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Ну что же, в 38 лет решил научиться играть на гармони. В поисках статей на тему, на сколько сложно играть, наткнулся на вашу статью. Спасибо, добавили мотивации Осталась самая малость, купить её.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Михаил Синельников, спасибо Вам большое. За полтора года полеживния статьи на сайте это первый случай, когда я почувствовала, что она написана не зря. Захотелось написать продолжение. Как думаете, стоит?
0 Ответить
Здоровья вам!пишите продолжение обязательно! мне вот тоже 36...душа требует музыки,а музыка то стала не наша,чужая...подражая ,создаем что попало,а свое теряем!вот тоже хочу освоить гармонь ,а может баян или аккордеон!?в растерянности пока...читаю смотрю изючаю
0 Ответить
Гармонь хороша для начала. Можно не добиваться виртуозной игры, только нащупать любимые песни. В какой-то момент становится просто невыносимо, что не хватает правильных звуков. Их можно подменять, пропускать, но очень хочется добавить кнопки, и тут взгляд падает на баян. Где все есть. Но если начинать сразу с баяна, то от этого обилия нераспознаваемых кнопок становится страшно. Об импровизации речь не идет, страшно оторваться от разученного. Баянист, который знает пять песен и вынуждает петь только их, - это не игравший на гармони. Баян или аккордеон - вот где вопрос. У баяна компактное расположение клавиш, на аккордеоне так не дотянешься, но понять баян сложнее. Если сложность не пугает и хочется чего-то оригинального, то стоит взять аккордеон Кравцова. http://www.accordionkravtsov.ru/sys.shtml Потрясете всех, и гармонистов, и аккордеонистов, и баянистов.
0 Ответить
Играй, гормон, как говорится...
Оценка статьи: 5
0 Ответить