Юлия Турукина Профессионал

«Алиса в стране чудес» (1915). Как проходили съемки самой знаменитой немой экранизации сказки?

В этом году празднует 100-летний юбилей вторая американская экранизация сказки Льюиса Кэролла «Приключения Алисы в стране чудес», ставшая самой лучшей версией «Алисы» в эпоху Великого Немого. Из всех трех немых постановок «Алисы» версия 1915 года получилась наиболее приближенной к оригинальному тексту сказки, несмотря на некоторые разночтения.

Алиса и безумное чаепитие Unknown photographer, http://monkeypants.tumblr.com/post/27915600379/retrogasm-alice-in-wonderland-1915

Режиссером и сценаристом картины выступил Уильям Янг (W.W. Young), а продюсированием занимались компании American Film Manufacturing Company и Nonpareil Feature Film Corp. К сожалению, я не нашла никакой информации об Уильяме Янге. «Алиса в стране чудес» так и осталась единственным фильмом в фильмографии этого режиссера.

Зато мне удалось найти немного биографических данных об исполнительнице главной роли — пятнадцатилетней (на момент съемок) Виоле Савой (Viola Savoy). Девочка с раннего детства успешно играла в театре и на Бродвее. В 1912 году Савой прославилась на весь Нью-Йорк ролью Вирджи в спектакле «Самая маленькая бунтарка» («The Littlest Rebel»).

За всю свою долгую жизнь Виола сыграла более чем в 100 театральных постановках! В одном из интервью она рассказала журналисту, что была названа в честь Шекспировской Виолы из «Двенадцатой ночи». Именно эту героиню она и мечтала сыграть когда-нибудь на сцене. Удалось ей это или нет, история умалчивает. Кинокарьера Виолы, несмотря на успех на подмостках, не столь обширна — кроме «Алисы», девушка исполнила роль Кларис Ван Зандт в фильме «Расточитель» (The Spendthrift) 1915 года.

Уильям Янг был очень стеснен в бюджете и поэтому отказался от спецэффектов и декораций в пользу натурных съемок. Стоит отметить, что костюмы актеров были выполнены с оглядкой на иллюстрации Джона Тенниела. Разработкой костюмов занимался Уильям Пенхэллоу Хендерсон (William Penhallow Henderson). Быть может, они сейчас выглядят несколько громоздко и нелепо, но в 1915 году это смотрелось необычно.

Еще немного о художественном оформлении: в начале фильма в виде афиши была использована Тэнниеловская иллюстрация из сказки. Такого в предыдущих фильмах об Алисе не было.

Уильям Янг начинает фильм не со знаменитой сцены у реки, а в доме Алисы. Пока мать Алисы печет пирожные, Алиса играет с кошкой Диной. Затем приходит ее старшая сестра и девушки отправляются на прогулку. По дороге они встречают белого кролика, кота на дереве, поросят на ферме. Все это сопровождается фразой: «Все, что вы делали и видели в реальности, может повлиять на сон».

Янг так же оригинально поступает и с проникновением Алисы в Страну чудес. Мы видим, как Алиса засыпает, а ее душа (?) встает и следует за белым кроликом, который сам же ее и зовет. Алиса не сразу попадает в кроличью нору. Сначала на ее пути попадается указатель. В отличие от предыдущих киноверсий, в этой рост Алисы не подвергается никаким изменениям. Остается только догадываться, как она проникла в знаменитый сад. Фильм на этот вопрос ответа не дает. Некоторые персонажи и эпизоды вовсе отсутствуют. Например, нет гигантского щенка, Шляпника с Мартовским зайцем и Соней (вообще-то, они изначально были в фильме, но до нашей эпохи не дошли).

Многие моменты попросту упрощены. Например, Шелкопряд не рассказывает Алисе про гриб, Алису не закидывают камнями в доме кролика. Зато Янг уделил внимание таким моментам, которые позже в звуковых фильмах вообще не освещались. Так, в фильме показаны эпизоды с папой Уильямом, Морской Кадрилью, КвазиЧерепахой и Грифоном.

Как я уже писала выше, декораций в фильме не было, поэтому съемки проходили на натуре. Фильм снимался за городом, в старинном имении и на мысе Энн, расположенном на побережье Массачусетса (сцены с Морской кадрилью). Фильм вышел в прокат 19 января 1915 года и был тепло принят публикой. Уильям Янг получил высокую оценку своей работы как от критиков, так и от зрителей.

До наших дней дошло 42 из 52-х минут этого фильма. Качество картинки оставляет желать лучшего: пленка меняет цвет, лица видны не всегда четко. Изначально картина была без музыкального сопровождения, но в Интернете, кроме оригинального беззвучного варианта, я нашла 3 версии фильма, в которых использовалась в качестве фона классическая музыка. Какой вариант выбрать — решать вам.

В Нью-Йорке в 1916 году, к первой годовщине со дня выхода фильма, издательство Grosset & Dunlap выпустило специальное издание Кэролловской Алисы. Кроме двух знаменитых сказок, в книге прилагался небольшой обзор на кинопостановку Янга, а также кадры, не вошедшие в оригинальный фильм.

Обновлено 25.10.2015
Статья размещена на сайте 20.10.2015

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: