В 1962 году, почти через 100 лет, Андре Мальро (писатель, знаток искусства), в то время — министр культуры Франции, принял решение обновить зрительный зал Гранд-опера. Увидев декорации Шагала для балета «Дафнис и Хлоя», Мальро предложил ему расписать плафон.
Решение министра общественность, мягко говоря, не восприняла. Дать какому-то модернисту расписывать здание классической архитектуры, можно сказать, памятник — это же невесть что! Что он там наделает?! Что это будет?! Но случилось то, что случилось: министр свое решение не отменил, и 24 сентября 1964 года 2100 человек увидели работу 77-летнего Мастера.
Парижский корреспондент New York Times написал: «На этот раз лучшие места в зале находились по центру. Сначала большая хрустальная люстра, висящая в центре потолка, была выключена… весь кордебалет вышел на сцену, после чего в честь Шагала оркестр исполнил „Симфонию Юпитера“ Моцарта, любимого композитора Шагала. Во время двух последних тактов люстра зажглась, осветив работу художника во всей красе, под восторженные аплодисменты публики».
Вот что рассказал художник о своей работе: «Два года назад г-н Андре Мальро предложил мне выполнить новую роспись плафона парижской Гранд-опера. Я был тронут, растроган, взволнован. Меня стали одолевать сомнения. Я думал об ансамбле здания театра. Я прочувствовал гениальность архитектурного творения Гарнье. Я хотел, чтобы в вышине, как в зеркале, сонм видений гармонично отражал игру артистов, музыкантов и разноцветные одежды заполнившей зал публики. Хотел петь как птица, не руководствуясь никакими теориями и правилами. Почтить память великих оперных и балетных композиторов».
Как это было сделано? Весь потолок разделили на 24 части, изготовили 24 пластмассовых пластины, каждую накрыли холстом. Всю роспись Шагал выполнил сам — а это около 200 квадратных метров! Затем все это было поднято вверх, старый потолок закрыли новым.
Весь плафон потолка был разделен художником на 5 секторов, в каждом из которых он изобразил (точнее было бы — обозначил) героев оперных и балетных произведений и авторов-композиторов.
Кого Мастер удостоил чести попасть под небеса Гранд-опера? Композиторы Дебюсси, Рамо, Берлиоз, Моцарт, Мусоргский, Чайковский, Стравинский, Равель, Бетховен, Глюк, Бизе, Верди, Вагнер. Произведения, которые перечислены на плафоне: «Пеллеас и Мелизанда», «Тристан и Изольда», «Волшебная флейта», «Борис Годунов», «Лебединое озеро», «Жизель», «Жар-птица», «Фиделио».
Кому из посетивших Гранд-опера удалось прочитать все надписи, сделанные Шагалом? Рассмотреть, кто и где расположен? Вряд ли это возможно сделать из партера: мешает огромная люстра. Для того, чтобы увидеть все детали, надо по балкону обойти весь зрительный зал.
Большинство (наверное, даже абсолютное большинство) удовольствуется общим видом яркого и необычного в своем цветовом решении потолка.
Резкий контраст классики зала и льющейся сверху Шагаловской симфонии красок оставляет незабываемое впечатление!
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...