Сергей Курий Грандмастер

Как певица Милен Фармер побывала распутницей и... мальчиком?

Милен Фармер (урождённая — Готье), наверное, одна из самых знаковых фигур французской поп-сцены, известная далеко за её пределами. Причин, чтобы объяснить эту популярность, хватает.

Clicsouris commons.wikimedia.org

Тут и чисто женское очарование, и провокационные клипы, напоминающие мини-фильмы (недаром Фармер прозвали «французской Мадонной»), и потрясающая хореография на концертах, и песни, обладающие определённой «магией», где парадоксально сочетаются меланхолические (а порой — просто мрачные) тексты с танцевальными ритмами.

«Libertine» (1986)

В карьере каждого певца есть особая, можно сказать, «переломная», песня, после которой его статус кардинально меняется.

Для Милен Фармер такой песней стала композиция «Libertine». По юности лет я полагал, что в ней поётся о свободе (как собственно и переводится с французского слово «liberte»). В какой-то степени я был прав. Одно из значений прилагательного «libertine» — вольнодумец. Однако чаще всего его употребляют в отношении человека, свободного от моральных норм — проще говоря, распутника в духе маркиза де Сада. А в случае с Милен Фармер — «распутницу».

Столь щекотливая тема появилась в песне случайно. Вообще-то, изначально композиция носила более легкомысленное название «L'Amour Tutti Frutti». Её сочинил композитор Жан-Клод Декеан ещё в 1984 году, но эта версия прошла незамеченной. Спустя два года песню решил довести до ума Лоран Буттон — один из самых важных людей в творческой (да и личной) жизни Милен Фармер. Именно он написал мелодии почти всех хитов певицы и был режиссёром её самых известных клипов.

Что касается текстов песен, то в будущем их станет писать сама Милен. А пока она только подкинула идею. Случилось так, что во время отстройки звука Буттон включил мелодию Декеана и попросил Фармер что-нибудь напеть.

Милен Фармер:
«Там не было никакого текста, а в моей голове было лишь несколько набросков. Я начала петь так называемый «йогурт», то есть любые слова, попадающие в ритм музыки. И вдруг у меня выскочило — «я, я, я шлюха!»

«О! Это то, что нужно!» — воскликнул Буттон и дописал текст о женщине, которая с головой погружена в мир чувственных наслаждений.

Тема песни определила и идею клипа. Его сюжет развивается в декорациях XVIII века — эпохи париков, шпаг и сладострастия.

Милен Фармер:
«Отблески свечей, белый грим… В клипе представлены распутные нравы XVIII века, а так как мне очень нравится фильм Ридли Скотта „Дуэлянты“, я хотела включить в этот клип сцену дуэли».

У клипа был солидный бюджет — около 500 тысяч франков, и они не были потрачены впустую. Вместо привычного трёхминутного видеоролика зрителям был представлен настоящий музыкальный мини-фильм общей продолжительностью более 10 минут. Не стоит забывать, что до того, как стать певицей, Милен мечтала о карьере актрисы. А до этого всерьёз увлекалась верховой ездой и даже планировала работать конным инструктором. Видео к «Libertine» позволило девушке показать публике оба свои таланта.

Милен Фармер:
«Я люблю это, люблю образы, глубоко люблю кино. Мне повезло, я начала играть почти 12 лет назад, когда клип только начинал быть чем-то важным для песни».

Видео начинается со сцены дуэли. Героиня Милен Фармер — сорвиголова в мужском камзоле и с короткими огненными волосами — убивает своего противника на глазах его возлюбленной — т.н. «Женщины в красном». После чего лихо скачет на коне в какой-то злачный салон, где ведёт себя, как заправский мужик — пьёт и играет в карты.

Впрочем, режиссёр не забывает о женских прелестях певицы — сцену, где героиня купается в ванной с другими распутницами, многие считают первым прецедентом в истории видеоклипов, где певица полностью обнажена. Далее следует не менее откровенная постельная сцена, после которой Либертина возвращается в салон. Там её узнаёт Женщина в красном, и между ними завязывается ожесточённая драка. В конце видео Женщине в красном всё-таки удаётся отомстить — она расстреливает скачущих Либертину с любовником из засады.

По моему мнению, столь мрачноватый сюжет плохо вязался с задорной мажорной мелодией, напоминающей детскую песенку. Певица даже рассказывала, что видела толпу школьников, беззаботно распевающих «Je je, suis libertine».

Разумеется, для ТВ-трансляции клип изрядно сократили, убрав кровавые пролог (сцену дуэли) и эпилог (гибель героев). Вырезали и рискованные ню-сцены. Поначалу Фармер даже заявила, что это была её первая и последняя обнажёнка на видео, однако своего слова так и не сдержала.

Сингл «Libertine» вкупе с пикантным клипом практически спас карьеру певицы (рекорд-лейбл мог не продлить контракт). Песня стала № 10 во Франции, а Фармер — новой поп-звездой. Надо сказать, что, несмотря на рискованные клипы и более чем скользкие темы песен, вне сцены певица избегала эпатажа и вообще была скрытной во всём, что касалось личной жизни.

Милен Фармер:
«Выйти на сцену в маске — это не обман. Это чаще всего единственный способ сказать всё, не оскорбив стыдливость и не выдав секретов, которые нужно уважать».

«Sans contrefacon» (1987)

«Libertine», конечно, милая песенка, но, по моему мнению, весьма посредственная. По-настоящему творческий почерк Фармер сформировался на втором альбоме «Ainsi soit je…» — более тёмном и меланхоличном. Впрочем, провокационности в нём меньше не стало. Чего стоит только одна из самых известных композиций певицы — «Sans contrefacon» («Без подделки», или «Без обмана»).

Песня шокирует с самого начала, когда детский голосок невинно произносит: «Мама, почему я не мальчик?», после чего следуют драматический клавишный рефрен и исповедь девушки, ощущающей себя мальчиком.

Мне наплевать на то, что обо мне говорят.
Я — хамелеон.
Берегитесь моих оловянных солдатиков, они вас убьют.
Так как нужно выбирать, мягко говоря,
я утверждаю, что без подделки я — мальчик.
И ни за какие коврижки я не хочу раздеваться,
так как без подделки я — мальчик…

Удивительно, но певицу, которую многие считают воплощением женственности, в детстве нередко принимали за мальчика. Сама Милен, судя по всему, была не против — носила короткие стрижки, а иногда, в виде шутки, даже подкладывала себе в трусики… платок (об этом факте упоминается и в песне).

Милен Фармер:
«Кто-то говорил мне в детстве, что я была симпатичной, как мальчик. На самом деле у меня был грубый голос (кто бы мог подумать! — С.К.).

…Я была как бы наполовину мужчина, наполовину женщина. Я никогда не любила играть с куклами в уголке, а предпочитала игры для мальчиков. Я не была сорванцом, но и типичной девочкой не была".

Упоминается в тексте песни и шевалье д’Эон — французский шпион, жизнь которого окутана множеством легенд. Дело в том, что Д’Эон любил втираться в доверие, переодеваясь в женщину и представляясь мадмуазелью де Бомон. Кое-кто считает, что именно ему удалось проникнуть в близкий круг императрицы Елизаветы Петровны и вывезти во Францию истинное «Завещание Петра Великого».

Разумеется, геи быстро объявили «Sans Contrefacon» своим гимном (появлялись даже странные слухи, что певица на самом деле — транссексуал). Хотя сама Милен говорила, что песня к гомосексуализму никакого отношения не имеет.

Как бы то ни было, Фармер давно хотелось написать песню со словами «Je suis un garcon» («Я — мальчик»), что она с успехом и сделала, вооружившись «Словарём синонимов». После чего вечером того же дня предъявила текст Буттону, и тот за каких-то полчаса сочинил ту самую запоминающуюся мелодию.

Песня оформилась довольно быстро, а вот над клипом пришлось попотеть. Фармер и Буттон продолжили добрую традицию, заложенную «Libertine», и сняли очередную короткометражку с полноценным сюжетом. Это была история безработного кукольника, который бродит по стране с единственным спутником — куклой (внешне похожей на Фармер). По пути он встречает бродячих артистов, и одна из циркачек оживляет куклу. Кукольник тут же в неё влюбляется, однако ненадолго. После того как артисты уезжают, возлюбленная снова превращается в игрушку.

Фармер и Буттон не скрывали, что при разработке сюжета вдохновлялись историей ожившей марионетки Пиноккио из сказки К. Колодди и стихотворением Г. Аполлинера «Бродячие акробаты». Кстати, специально для клипа и концертных выступлений певице пошили мальчишеские костюмчики и кепчонки.

Сингл вышел в ноябре 1987 года и произвёл фурор, достигнув второй строчки французского хит-парада. В итоге «Sans Contrefacon» стала для Фармер своего рода визитной карточкой — единственной песней, которую Милен исполняет на каждом своём концерте (порою в окружении танцоров в дивных «трансгендерных» одеяниях). Хотя, по признанию певицы, она уже давно не мечтает стать мальчиком…

Продолжение следует

P. S.: Сами песни вы можете послушать в 1-м комментарии к этой статье.

Обновлено 11.09.2018
Статья размещена на сайте 10.11.2015