«Фантастический интерьер» — само название говорит о том, что в действительности было нечто другое, явно проще изображенного на полотне. Возможно, таково было желание заказчика — преуспевающего пивовара Геррита Шоутена. Возможно, художник предложил своё решение — и заказчик согласился. А почему бы и нет? Так красиво, что пивовар и вообразить не мог.
Комната с очень высокими потолками, камин с мраморными колоннами. Над камином в резной золочёной раме висит картина боя с участием слона — символическая ссылка на пивоварню «Слон» Шоутена, источник семейного богатства. Дополняют эту роскошь клавесин на замысловатой подставке, классическая Венера и амуры на дорогом платяном шкафу, на каминной полке — бюст c украшенным лавровым венком черепом вместо головы, дорогая одежда на детях.
Сам Стен — в центре семьи Шоутена (очень может быть, что они были знакомы с детства: родители Яна Стена тоже были пивоварами). Художник стоит под козырьком камина и указывает на Шоутена, который сидит лицом к зрителю. Жена хозяина дома Гертруя готовит устриц на кухне (на заднем плане).
Одна из дочерей Шоутена играет на лютне, другая стоит возле клавесина, покоящегося на трёх херувимах, ещё одна (видимо, самая старшая) сидит с нотами (художник посадил её в геометрическом центре полотна), брат ей предлагает лимон.
Чёрный, как уголь, слуга наклонился достать вино из вазона, стоящего за креслом. Ящик справа — жаровня для подогрева ног: на улице и в доме, несмотря на деревянные полы, довольно прохладно, в горшке тлеют угли. И две собачки на переднем плане (видимо, для оживления пустого пространства).
Внизу на откинутой крышке клавесина — латинская надпись: «Soli Deo Gloria» (Тебя, единого Господа, славим). Скорее всего, они играют и поют что-то из произведений Клаудио Монтеверди (1567−1643), итальянского композитора, а сборники нот — книги мадригалов Монтеверди (всего их было девять, последний — девятый — был напечатан после смерти композитора).
Ещё одна деталь картины говорит о тщеславии хозяина дома: он хочет получить дворянство. Что это за деталь? На спинке стула висит перевязь со шпагой — принадлежность дворянина (если бы Шоутен был дворянин, эта шпага была бы у него на поясе).
Ян Стен написал ещё по крайней мере два полотна для семьи Шоутена: портрет самого Геррита Шоутена и его жены Гертруи.
Первое впечатление от полотна: всё такое радостное, всё такое благополучное. Но…
Надпись на картуше камина «Disciti mori» — «Привыкни к мысли о смерти». На пюпитре клавесина — ещё одно изречение: «Музыка отдаляет уход». На откинутой вниз крышке клавесина — «Тебя, единого Господа, славим». И увенчанный лавром череп. Как-то всё это выделяется, выпячивается из картины как напоминание о бренности земного существования, о неустойчивости обеспеченной и спокойной жизни.
При всём том, что всё хорошо, «Memento mori» — «Помни о смерти»…
Он сделал 24 диорамы, которые изображали жизнь аборигенов. Диорамы были заказаны суринамскими плантаторами как сувенир для отправки в Нидерланды. Сейчас большинство из них находятся в музеях Нидерландов, одна — вернулась в Суринам, несколько — в руках частных владельцев.
Был ли этот художник потомком пивовара, запечатлённого Яном Стеном, или это случайное совпадение имен — установить не удалось.
Как всегда, информативно и интересно. Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мария Абрамова, и вам спасибо за отзыв!
0 Ответить