Полотна относительно невелики: 64×110 см, то есть они не создавались для украшения дома богатого заказчика (хотя не исключено, что заказ от кого-то все-таки был). Можно предположить, что эти очень насыщенные предметами произведения должны были помочь родителям (имеются в виду сами художники) в образовании собственных детей.
Стоит ли описывать картины? Безусловно! Это срез истории, это художественное свидетельство прошлого предметов, с которыми мы знакомы, это изображение тех вещей, которые вышли из обихода. Поэтому читатель будет сегодня пяти-шестилетним ребёнком, которого вводят в «мир чувственных вещей» (по выражению Яна Амоса Коменского).
Ян Брейгель и Рубенс, «Вкус». В центре картины — роскошно накрытый стол. За столом — нимфа Сиринга и козлоногий Пан. Действие происходит в портике какого-большого дома, расположенного в лесу. Недалеко — озеро или широкая река, на берегу видны городские многоэтажные строения.
Пан пытается соблазнить нимфу: наливает ей вино из громадного кувшина в столь же громадный потир. Стол буквально завален снедью: устрицы, жареный гусь, жареная курица, омар, жареные мелкие птички, четыре пирога с дичью (один другого больше, и самые большие — с павлином и лебедем). Есть и сладкое: блюдо с персиками и перед столом — засахаренные фрукты.
Нимфа выглядит довольно упитанной, то есть у нее вполне здоровый аппетит. Отсюда и количество еды, заготовленной соблазнителем. И, конечно, всё это очень вкусно и очень привлекательно.
Перед столом на полу стоит корзина с виноградом, лежит разрезанная тыква, здесь же омар, краб, артишок (всё для пробуждения желания; видимо, одного вина недостаточно).
Слева — копия картины Яна Брейгеля Старшего «Гирлянда фруктов и цветов вокруг аллегории плодородия» (Морицхиюс, Гаага, Нидерланды). Рядом с картиной — громадные куски рыбы, целая рыба помельче, под самой рамкой примостились раки. В корзине — фрукты, два кувшина (надо полагать — с вином) стоят в медном жбане.
У левого обреза картины — нечто вроде сервировочного столика. На нём — кубки, кувшины и подготовленные к подаче на стол блюда — одно с малиной, второе — с замысловатым печеньем.
В проёме двери, ведущей на кухню, стоит пёс, наблюдающий за странной парой. В кухне ярко пылает камин, перед ним поварёнок крутит вертела с поросятами, а ближе к зрителю повар насаживает на шампур очередную партию кур. У входа в кухню на полу — капуста, неразделанная рыба и что-то ещё.
Справа, ближе к краю полотна — охотничьи трофеи: пернатая и копытная дичь. Здесь и заяц, и павлин, и кабан, и рябчик. Ещё чуть-чуть — все они плавно перетекут на кухню, а потом на вертела.
Подальше от зрителя — та же еда, только в живом виде на воле, в лесу. Она (еда) ещё не подозревает о том, какая участь ей приготовлена.
Над всем этим великолепием — две картины: «Брак в Кане Галилейской» и «Деревенская пирушка». Свадебный пир в Кане выглядит несколько скучновато (правда, просматриваются пироги с лебедями). А вот в деревне крестьяне могут и любят поесть — там обилие еды: стол завален, на огне ещё три жбана варева.
Любой зритель может представить себе, что какой-то кусочек пищи попадает ему в рот, рождая при этом свои ощущения — свой вкус. И этот вкус будет сопровождать его всю жизнь (до самого глубокого склероза)…
Думаю, что сосуд, в который Пан льёт вино, не совсем верно называть "потир", всё-таки потир это церковная христианская утварь.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мария Абрамова, для начала - цитата из Википедии: "Потир — образ чаши, переданной Христом на Тайной вечере своим ученикам".То есть, чаша как таковая существовала еще до появления Христа. То, что сегодня церковь использует как принадлежность ритуала, вовсе не означает, что такой сосуд исчез из употребления у мирян. Кроме того, сосуды такой формы (если мне не изменяет память) изображены на древнегреческих вазах. Может быть, у них есть другое название? Я не встречал.
0 Ответить
Борис Рохленко, потир, всё-таки, более глубокая чаша, чем изображена на картине. Тогда уж это, скорее, дискос, чуть более глубокий.
Впрочем,вся эта наша "дискуссия" - ерунда.
Ваши эссе на темы картин мне всегда интересны, я читаю каждое, а если не пишу комментов, то это либо от отсутствия времени, либо от отсутствия смысла - комментировать шедевры живописи.
Пишите, пожалуйста, ещё, мне, лично, всё интересно!
Надеюсь, как и другим читателям.
Спасибо за статьи.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мария Абрамова, спасибо за комментарий. Насчет дискоса - это скорее блюдо, чем сосуд. Для него есть более или менее точное описание. А у чаши, которую изображал Рубенс, названия нет: не кубок, не рюмка, не бокал, не стопка, не-не-не. А что - неизве...
0 Ответить