Несмотря на это, Планкетт каждый раз относился к поставленной задаче с большой ответственностью. Ему уже приходилось шить наряды времён Гражданской войны для к-ф «Маленькие женщины» (1933). Тем не менее перед работой над «Унесёнными ветром» он провёл несколько месяцев в библиотеке, заново штудируя моду того периода. Кроме того, он лично посетил штат Джорджия и даже встретился с автором романа — Маргарет Митчелл (которая, кстати, протежировала для фильма совсем другого модельера — Мюриэль Кинг).
В итоге Планкетт проделал титаническую работу, спроектировав для фильма более 5 тысяч предметов одежды для 50 основных персонажей и сотни статистов. Более того — он даже сшил для актёров оригинальное нижнее бельё той эпохи! На их недоумённые вопросы — зачем шить одежду, которую никто не видит, Планкетт отвечал: «Главное, что вы сами будете знать и чувствовать, что оно на вас надето».
Щепетильность модельера хорошо видна и на примере платья, в котором Скарлетт О’Хара выходила замуж за Чарльза Гамильтона. По сюжету, Чарльз вот-вот должен был уйти на войну, и Планкетт решил воочию показать всю поспешность свадьбы. А именно — тот факт, что невесте некогда было шить свадебное платье и пришлось надеть старое материнское.
Модельер отразил это не только в дизайне (широкие рукава — а-ля «баранья нога» — уже давно вышли из моды), но и в размере платья. Оно не случайно смотрится на невесте несколько великоватым, ведь Планкетт специально пошил его на актрису, игравшую мать Скарлетт.
С помощью одежды Планкетт решал и другие творческие задачи. Например, одной из проблем фильма были… глаза главной героини. В романе не один раз делался акцент на том, что они — зелёного цвета.
М. Митчелл «Унесённые ветром»:
«Широкоскулое, с точеным подбородком лицо Скарлетт невольно приковывало к себе взгляд. Особенно глаза — чуть раскосые, светло-зеленые, прозрачные, в оправе темных ресниц.
…зеленые глаза — беспокойные, яркие (о, сколько в них было своенравия и огня!)».
Но вот беда — глаза актрисы Вивьен Ли были голубыми. Будь кино чёрно-белым, это не имело бы значения. Но «Унесённые ветром», как и «Волшебник страны Оз», снимались по новаторской для 1939 года технологии «Technicolor». Поэтому, чтобы добиться нужного оттенка глаз, модельер чаще всего использовал в нарядах зелёный цвет.
У героини Вивьен Ли было множество роскошных платьев. В первой половине фильма — они светлые, лёгкие и воздушные (одно из самых очаровательных — платье из муслина с зелёными узорами на юбке, в котором Скарлетт появляется в «Двенадцати дубах»), а во второй — наоборот, тяжёлые, пошитые из бархата и шёлка очень насыщенной расцветки (этакий контраст между юной беззаботной девушкой и опытной состоятельной женщиной).
Разумеется, самым знаменитым платьем (как в романе, так и в фильме) стало то самое зелёное, которое Скарлетт пошила из… бархатной портьеры. Таким образом героиня хотела скрыть тот факт, что разорена, и пустить «пыль в глаза» Джеральду Батлеру. Как известно, ей это не удалось — подвели натруженные «неаристократичные» руки.
Сама писательница вспоминала, что на оригинальную идею её вдохновили бархатные занавески в доме её прабабушки — Элеоноры Фитцджеральд. Во время Гражданской войны, когда плантация Фитцджеральд (кстати, прообраз Тары) была разорена и запущена, эти занавески продолжали висеть как напоминание о былом благополучии и достоинстве.
М. Митчелл «Унесённые ветром»:
«Она резко дёрнула портьеру, так что вылетели гвозди, и портьера вместе с карнизом рухнула на пол.
— А ну-ка, Мамушка, бегом на чердак, принеси мне оттуда ящик с выкройками! Я буду шить себе платье!
…Скарлетт вбежала в комнату тети Питти, чтобы посмотреться в большое зеркало. До чего прелестно она выглядит! Петушиные перья придавали ей этакий задорный вид, а тускло-зеленый бархат шляпки выгодно оттенял глаза, и они казались удивительно яркими, почти как изумруды. Платье было тоже несравненной красоты — оно выглядело на редкость богато и нарядно и в то же время благородно! Как чудесно снова иметь красивое платье.
…Эшли думал, что действительно никогда ещё не встречал человека более отважного, чем Скарлетт О’Хара, решившая завоевать мир с помощью платья из бархатных портьер своей матери и перьев, выдранных из петушиного хвоста».
Как видите, описание платья не отличалось особой детальностью, поэтому Планкетту пришлось выдумывать его почти заново.
На пошив ушло около 14 метров ткани. Однако самой сложной задачей было отобразить «происхождение» платья. Так появился пояс, напоминающий верёвку с двумя кистями на конце. Кроме того, модельер подвергал ткань воздействию солнечного света, чтобы она выглядела такой же выцветшей, как настоящие старые портьеры. Впрочем, усилия режиссёра оказались напрасными. Из-за специфики раннего цветного кино платье всё равно вышло на экране ярко-зелёным.
Когда в 2010 году этот культовый наряд решили извлечь из кладовки на всеобщее обозрение, он был настолько повреждён, что реставраторы сомневались — стоит ли вообще браться за работу. Однако кропотливый труд и 30 тысяч долларов позволили-таки восстановить платье. Вот только красить его заново поостереглись, поэтому сегодня «платье из занавески» («The Curtain Dress») выглядит ещё более блеклым, чем задумал модельер.
Удивительно, но среди восьми «Оскаров», которые собрала картина «Унесённые ветром», не оказалось ни одного «За лучшие костюмы». Сам Планкетт по поводу своей работы философски заметил:
«Я не думаю, что это была моя лучшая работа в кино или даже самая большая вещь, которую я сделал. Но эта картина, конечно, будет жить вечно, и зеленое платье тоже, потому что оно делает историю. Вероятно, это — самый известный костюм в истории кино».
Такое ощущение, что после это платье было спародировано в нашем фильме "Здравствуйте, я ваша тетя" - мнимую тетю, как мы помним, нарядили в зеленое платье, очень сильно смахивающее на портьеру))).
Спасибо за интереснейшие статьи, читаются с удовольствием и удовлетворяют женскому взгляду на этот предмет гардероба))).
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Для пытливых и любознательных:
Gone with the Wind - Scene with Rhett borrowing 300 dollars for Tara
0 Ответить