«Rocket Man» (1972)
Тут надо сказать, что композиция с аналогичным названием — «Космонавт» — уже имела место в мире рок-музыки. Её написала группа PEARLS BEFORE SWINE (БИСЕР ПЕРЕД СВИНЬЯМИ) ещё в 1970 году. По сути, текст композиции был кратким пересказом новеллы известного фантаста Рэя Брэдбери, повествующей о космонавте, который разрывается между желанием побыть с семьёй и своей работой.
Рэй Брэдбери «Космонавт» (1951):
— Дуг, — сказал он часов около пяти; мы только что подобрали полотенца и пошли вдоль прибоя к гостинице, — обещай мне одну вещь.
— Что?
— Никогда не будь космонавтом.
Я остановился.
— Я серьёзно, — продолжал он. — Потому что там тебя всегда будет тянуть сюда, а здесь — туда.
Когда космонавт всё-таки решает слетать последний раз и «завязать», случается трагедия — его корабль падает на Солнце. С этих пор семья космонавта избегает солнечного света и бодрствует только по ночам.
Топин не отрицал влияния песни PEARLS BEFORE SWINE. Однако утверждал, что непосредственным источником вдохновения стал огонёк в ночном небе — то ли падающая звезда, то ли спускающийся самолёт. Так как в этот момент Топин ехал на машине к своим родителям, ему пришлось повторять строчки целых два часа, чтобы не забыть. В результате текст вышел не столь привязанным к Брэдбери, всё больше — о космическом одиночестве и тоске по дому.
Пер. Guitaroman:
Она собрала мои чемоданы в ночь перед полетом.
Время старта — девять утра.
И я взмою ввысь, как воздушный змей…
Я так скучаю по земле, скучаю по жене.
Здесь одиноко в космосе,
В этом бесконечном полете
Должно пройти много-много времени,
Пока я не вернусь назад, чтобы понять,
Что я не тот, кем являюсь дома.
О, нет, нет, нет, я космонавт, космонавт,
Сжигающий свой запал в одиночестве…
Нашлись те, кто усмотрел чужеродное влияние и в музыке Элтона. Мол, здесь явно не обошлось без знаменитого хита Дэвида Боуи «Space Oddity». Лично я плагиата здесь не заметил, а некоторое сходство в аранжировке — «вина» Гаса Даджеона, который продюссировал обе записи.
В 1991 году для трибьют-альбома Элтона Джона песню «Rocket Man» перепела его соотечественница — Кейт Буш. Кавер вышел чуть ли не интересней оригинала, и впечатлённые англичане поместили его на 12-е место хит-парада.
«Crocodile Rock» (1972)
В 1972 году Элтон Джон добрался с гастролями аж до Австралии и услышал там хит местной группы DADDY COOL — «Eagle Rock» («Орлиный Рок»). Задорная песня в духе раннего рок-н-ролла настолько впечатлила Элтона, что он тоже решил отдать дань музыке своего детства.
Так на свет родилась композиция, герой которой с грустью вспоминает времена, когда «рок был молод», он сам был молод и лихо отплясывал с подружкой Сьюзи некий танец «Крокодил». Новые танцы в начале 1960-х действительно появлялись чуть ли не каждую неделю. Правда, «Крокодил-рока» среди них не было, зато был танец «Аллигатор». Ту же рептилию мы можем встретить в названии старого хита Билла Хейли — «See You Later Alligator» («Увидимся позже, Аллигатор»).
Название песни не раз обыгрывалось на выступлениях Элтона Джона. Например, на записи сентябрьского концерта 1973 года в лос-анджелевском зале «Hollywood Bowl» мы можем увидеть звукорежиссёра Клайва Фрэнкса, который подыгрывает Элтону на электропианино в маске крокодила (надо сказать, сам певец выглядит не менее колоритно, хотя и без маски). А в 1977 году в юмористической передаче «Маппет-шоу» певцу вторил уже целый кукольный крокодилий хор.
«Crocodile Rock» насыщен цитатами не только в тексте, но и в музыке. Вспомним хотя бы знаменитый фальцет в припеве (к слову, все вокальные партии Элтон исполнил сам). За это дурашливое «Ля-а-а… Ля-ля-ля-ля-а-а…» на певца даже подали в суд. Сделал это композитор Бадди Кэй, который посчитал, что фальцет «содран» из его песни «Speedy Gonzales» (хит 1962 года, исполненный Пэтом Буном). Дело замяли, хотя Элтон Джон недоумевал: какой плагиат, если вся песня — целый микс из отсылок к рок-н-роллу 1950-х — начала 1960-х? Это не только «Speedy Gonzales», но и «Little Darlin'» THE DIAMONDS, «At The Hop» DANNY & The JUNIORS, «Oh Carol» Нила Седаки, и, наконец, тот же фальцет в «Runaway» Дэла Шэннона.
Надо сказать, что безумная популярность «Crocodile Rock» (1-е место в США, 5-е в Британии) искренне удивляла её авторов, которые считали песню хоть и забавной, но «одноразовой». Особенно возненавидели «Крокодил-рок» радио-диджеи, вынужденные десятки раз на дню слушать навязчивое «ля-ля-ля».
Берни Топин говорил, что испытывает к песне двойственное чувство — мол, он не против быть её создателем, но это не то, что бы он стал слушать. И добавлял:
«Я не хотел, чтобы меня помнили по «Крокодил-року». Я хочу, чтобы меня помнили за такие песни, как «Свеча на Ветру».
«Goodbye Yellow Brick Road» (1973)
Нельзя обойти стороной ещё один музыкальный хит Элтона Джона — песню 1973 года «Goodbye Yellow Brick Road» (№ 2 в США, № 6 в Британии). Эту красивую балладу в духе софт-рока (мягкого рока) некоторые критики признают чуть ли не лучшей композицией во всём творчестве певца. Лично я, заслышав элтоновское «А-а-а…», почему-то неизменно вспоминаю Эдмунда Шклярского — лидера питерской группы ПИКНИК.
По названию песни — «Прощай, дорога из жёлтого кирпича» — нетрудно догадаться, что её текст изобилует метафорами и отсылками к знаменитой сказке Фрэнка Баума «Чародей из Страны Оз». А точнее, к одноименной экранизации 1939 года — первому фильму, который Берни Топин увидел в своей жизни. Именно по Дороге из жёлтого кирпича Элли с друзьями направлялись в Изумрудный город, надеясь, что там исполнятся их желания.
В тексте Топина эта дорога стала метафорой пути героя к успеху — в яркий и манящий мир богачей и «звёзд». Однако герой песни глубоко разочаровывается фальшью и циничностью этого мира. Как и Дороти, он понимает, что-то, что он искал, изначально было при нём. Как и Дороти, желает вернуться назад, «к корням» (помните фразу из фильма — «Нет лучше места, чем родной дом»?).
Пер. — Мира:
Возможно, ты заведешь мне замену
Таких, как я, можно много найти
Дворняжек, у которых нет ни пенни
Вынюхивающих на земле такие кусочки, как ты
Так что прощай, дорога из желтого кирпича
Где воют собаки высшего общества
Ты не можешь засадить меня в свой пентхаус
Я возвращаюсь к своему плугу…
Впрочем, поэзия — поэзией, а жизнь — жизнью. Элтон Джон за плуг не встал и дорогу из жёлтого кирпича не покинул. Я думаю, к счастью для слушателей…
Как приятно было послушать с утра старые песни Элтона Джона) Спасибо, Сергей!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Осокина,
Пожалуйста!
0 Ответить