Почему новая живопись, ломавшая старые традиции, стала уделом молодых, понятно. Рынок изобразительного искусства был довольно тесен. (Он и сейчас не так уж широк!) Молодые художники были плохо известны потенциальным заказчикам. По этой причине они не могли претендовать на получение крупного заказа. Никто не рискнул бы заплатить большую сумму денег за картину или скульптуру художнику, имя которого ничего не говорит широкой публике. Получался замкнутый круг. В него следовало включаться, кружа в течение многих лет по салонам и выставкам, постепенно обрастая знакомствами или покровителями.
Но был и другой вариант. Разорвать сложившийся порядок вещей, устроить большой скандал (естественно, только среди любителей искусства), стать благодаря этому скандалу известными и создать тем самым свой круг почитателей, готовых оплачивать новое течение в искусстве. Этот вариант более подходил бедным, молодым и нетерпеливым творцам. Переиначивая слова «Коммунистического манифеста», терять им было нечего, а в случае успеха они приобретали новый мир, который бы вращался вокруг них.
По этой причине молодые художники бунтовали против уже установившихся, академических, традиций, пытаясь предложить миру свой, новый, взгляд на мир и манеру изображения этого мира. Надо сказать, что технические предпосылки к этому уже имелись. Среди прочего, 19-й век был веком химии, а одной из важных продукций химической отрасли были красители. Развитие органического синтеза привело к появлению самых разнообразных красителей. Количество красок на палитре художников возросло в разы. Как же не использовать это художественное богатство?
Пожалуй, первый «бунт» молодых художников состоялся в Англии в 1849 году. За год до этого два студента Королевской академии художеств, Холман Хант (William Holman Hunt; 1827 — 1910) и Данте Габриэль Россетти (Dante Gabriel Rossetti; 1828 — 1882), познакомились на ежегодной академической выставке. Россетти пишет картину «Юность Девы Марии», и Хант помогает ему закончить эту работу, которая была выставлена в 1849 году. Вскоре к друзьям присоединился Джон Эверетт Милле (John Everett Millais; 1829 — 1896). Милле был своеобразным чемпионом среди учащихся Академии: он стал студентом, когда ему было всего 11 лет.
Троица друзей обнаружила, что они не только любят живопись, но также считают, что современную им английскую живопись следует вывести из тупика, предложив и новые темы, и новые краски. Целью, к которой необходимо стремиться, юные художники выбрали раннюю итальянскую живопись, простую и искреннюю, какой она была, по их мнению, до появления в ней Рафаэля. Поэтому и свой кружок они назвали Братством прерафаэлитов.
Хант, Милле и Россетти заявили, что они не хотят отвлеченной красоты в изображении природы и людей. Все следует рисовать с натуры, а не по канонам! И круг тем следует расширить. Хватит изображать «образцовые» и достаточно условные мифологические, исторические и религиозные сюжеты!
Кроме того, следуя своему принципу все писать с натуры, прерафаэлиты смело выбирали друзей и родственников в качестве моделей. На картине «Юность Девы Марии» Россетти изобразил своих мать и сестру. На картине «Изабелла» были легко узнаваемые портреты друзей и знакомых Милле. Королеву могли нарисовать с продавщицы, для картины Россетти «Леди Лилит» ему позировала проститутка.
Три первые картины прерафаэлитов — «Юность Девы Марии», «Изабелла» и «Риенци» — были выставлены в 1849 году. Зрителям очень понравились светлые и яркие краски, оживлявшие картины, придававшие им даже несколько необычную контрастность. Это произошло благодаря новой технике живописи, применяемой прерафаэлитами. В то время живописцы наносили на холст контуры картины битумом, а потом закрывали рисунок масляными красками. Из-за этого все изображение получалось темным и мутным. Прерафаэлиты же, после того как намечали на загрунтованном холсте композицию, накладывали на этот рисунок слой белил. Потом промокательной бумагой из белил удаляли масло, после чего по полученному белому слою писали полупрозрачными красками. Картины получались необычайно свежими и яркими. Более того, живопись прерафаэлитов оказалась очень долговечной и до нашего времени дошла практически в первозданном виде.
На всех первых картинах в деталях мебели или архитектуры были спрятаны символы новоорганизованного братства, буквы PRB (Pre-Raphaelite Brotherhood). Все три выставленные картины молодых художников были удачно проданы. Это было хорошее начало, то есть по поговорке — «половина дела».
Но это все-таки была только половина пути, который молодым бунтарям предстояло пройти. Прерафаэлиты продолжили свое развитие…
Что еще почитать по теме?
Что такое мингэй, или «искусство для народа» по-японски?
Что погубило Элизабет Сиддал, музу прерафаэлитов? Часть 1
Как за художественный талант получить титул барона? Судьба Джона Эверетта Миллеса
Хорошая статья Спасибо
0 Ответить
Сейчас в Сети часто показывают подборки картин современных художников. Они удивительно одинаковы по сюжетам, темам и главное - технике, как будто все учились в одном худграфе, у одного мастера.Очень заметны поползновения в натуральность и фотографичность. Чем объяснить это?
Про-рфлистов можно считать предтечей Клода Моне и товарищи.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень хорошо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить