Художник нарушил сразу несколько канонов. Картина выглядела слишком по-земному, слишком реалистично. Дева Мария испугана, она отшатывается от ангела, который сообщает ей о том, что ей предстоит. Основным цветом на картине был белый, в то время как было принято цветом Богородицы считать голубой цвет.
Еще одна картина, «Христос в плотницкой мастерской», нарисованная Милле, подбросила новые поленья в костер протестующих критиков. Наглые художники, претенциозный реализм, кощунство — таковы были обвинения. Кстати, одним из обвинителей был Чарльз Диккенс. А все из-за того, что художник изобразил эпизод из детства Иисуса Христа совсем не в возвышенных тонах, а как картинку из реальной жизни. Святое семейство предстало перед зрителями, как обыкновенные труженики. Более того, образцом обстановки комнаты для Милле послужила настоящая плотницкая мастерская, а портретом плотника Иосифа был портрет его отца.
Картина вызвала такие споры, что они дошли до королевы Виктории. Она попросила представить картину в Букингемском дворце, чтобы она сама могла составить о ней представление.
Скандал? Скандал! Тем лучше!
Юных бунтарей-художников все же не растерзали. На их защиту стал весьма влиятельный, хотя и молодой критик Джон Рёскин (John Ruskin; 1819 — 1900). Он отметил, что художники — совсем не безграмотные мазилки, а обладают и мастерством, и необычным взглядом на мир. Эта оригинальность художественного взгляда очень важна. Важна не менее, чем уверенный профессионализм. По мнению Дж. Рёскина, прерафаэлиты заложили в Англии основы самой благородной художественной школы, которая являлась миру за последние три сотни лет.
Кроме того, Рёскин купил несколько картин Данте Габриэля Россетти, что было для того немалой материальной поддержкой. Он же взял под опеку Милле, которого сразу же оценил как выдающийся талант.
Благодаря высокой оценке и поддержке Рёскина, к прерафаэлитам пришло признание. Они вошли в моду, их стали покупать. Их охотно выставляют в Королевской академии и даже на Всемирной выставке 1855 года в Париже.
Но признание братства прерафаэлитов стало началом его конца. Постепенно дороги троицы расходятся. В 1853 году Милле стал членом Королевской академии художеств. Холман Хант уехал на Ближний Восток. Россетти начал много и интересно иллюстрировать Шекспира и Данте.
Кружок распался, но новые веяния в английском искусстве подхватили другие художники. В первую очередь, прерафаэлизм оказал влияние на прикладное искусство. Появились интересные образцы мебели, архитектуры, декоративного искусства. В стиле прерафаэлизма, характеризующегося четкостью рисунка и яркой красочностью, стали оформляться книги и выполняться иллюстрации. Повлияли идеи прерафаэлизма и на английскую архитектуру.
Картины прерафаэлитов и их последователей нравятся и сейчас, спустя полтора века. Нравятся они и людям взыскательным, и простым дилетантам. Чем привлекают прерафаэлиты? Многокрасочностью, тонкостью прорисовки деталей, замечательным контрастным, но не кричащим, сочетанием цветов. И еще загадочностью сюжетов. Каждая картина требует разгадки. Без энциклопедии, или хотя бы без Википедии, не обойтись.
Особенно запоминаются женские портреты, выполненные прерафаэлитами и их последователями. Я, например, впервые узнал о прерафаэлитах, увидев роскошную картину, считающуюся лучшей в творчестве художника Фредерика Лейтона (Frederic Leighton; 1830 — 1896) — «Пылающий июнь» («Flaming June»). И хотя Лейтон считается представителем академической живописи, но влияние на него искусства прерафаэлитов несомненно.
Более того, прерафаэлизм считается первым течением в британском искусстве, которое смогло достигнуть мировой славы.
Что еще почитать по теме?
Художник Гюстав Курбе. Как приструнили бунтаря-художника?
Что погубило Элизабет Сиддал, музу прерафаэлитов? Часть 2
Чьи ноги запечатлел художник-баталист? Скандал на выставке
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...