Да и повод есть: весной, в праздник Красной Горки, поздравляли поженившихся по зиме. Аналогия очевидна: большинство весенних обрядов направлены на достижение плодородия, и обрядовое поздравление молодожёнов тут более чем уместно. К слову, в старину свадеб весной не играли из-за Великого Поста. А после, с началом полевого сезона, становилось не до того. Свадьба окружена таким числом поверий, что не ясно: если в старину всё это соблюдали, как вообще женились-то?
Многие свадебные обряды и поверья, действительно, традиционны. То есть, как обычно, ещё языческие. Другие — большей частью поверья и приметы — взялись… честно говоря, не знаю откуда. Не исключено, что многое сформировалось ближе к нашему времени. Только всё равно — это либо старые приметы на новый лад; либо новые, но основанные на языческо-магическом мировосприятии.
В основе большинства примет и ритуальных действий (независимо от их происхождения!) лежит один из двух основных принципов. Или оба сразу.
Первый:
Если в день свадьбы невеста сломает каблук — совместная жизнь будет «хромать».
За столом молодым нужно сидеть на одной скамье — чтобы семья была дружная. Недопитые бокалы — к слезам.
Кольца с камнями или насечками — к тяжёлой, «ухабистой» семейной жизни.
Нужно следить, чтобы в день свадьбы никто не проходил между женихом и невестой.
Ко второму принципу примеры подбирались сложнее. Оказалось, большинство основаны по подобию. Но кое-что нашлось:
Уронить кольцо до того, как надели — к разлуке. Но ситуацию можно и переиграть! Продеваете через кольцо заранее заготовленную нить, на которую перейдёт весь негатив. Уронивший сжигает нить после регистрации.
И ещё в день свадьбы молодые не надевают никаких колец, кроме обручальных.
Если носить кольца родителей, то и семейная жизнь будет похожа на родительскую.
До свадьбы нельзя фотографироваться вместе, на свадьбе — по отдельности.
Съесть перед ЗАГСом шоколадку на двоих — к сладкой жизни.
Говорят, по крайней мере некоторые из этих примет работают. Не исключено! И мистика вполне возможна. Но наряду с этим стоит учитывать и вполне материалистические объяснения.
Так, встретился в Сети рассказ о паре, несколько лет носившей кольца родителей. И вдруг осознавшей, что и их совместная жизнь очень напоминает родительскую. Вроде бы супруги разом сменили кольца на новые. Со скорым и ощутимый результатом: изменениями в отношениях.
Возможно объяснить это материалистически? Да. Следование родительским жизненным сценариям хорошо известно в психологии. Как и психологические якоря. И тем более, самовнушение. Можно объяснить и мистически… То есть ничего, в сущности, не объясняя.
А вот примета «сидеть на углу (стола) — замуж не выйти» объясняется исторически. В традиции места за столом были неформально, но строго «расписаны». Наряду с почётным местом главы семьи, были и «места для аутсайдеров» — младших и отдалённых родственников, приживалов и пр. И вроде бы, располагались они именно на углах. Естественно, вступить в брак бедным родственникам было много сложнее. В дошедшей же до нас примете меняются местами причина и следствие.
А вот поверье, что позволять кому-то проходить между женихом и невестой — к расставанию, скорее всего, имеет сугубо психологические корни. Нет, я не отрицаю полного отсутствия здесь мистики. Но одно другого не исключает!
И если один из пары (или сразу оба) всякий раз «пропускает» кого-то между собой и партнёром/супругом, если это устойчивая манера — есть повод задуматься. Не отражает ли такой паттерн неосознанное желание «поставить» кого-то между собой и в жизни? Скажем так, это достаточно вероятно.
Сейчас модно обращаться к народным традициям. Чаще всего не всерьёз — но всё же… И подбирая приметы для статьи, я встретил такую: по традиции, на банкет едут сложной и витиеватой дорогой, чтобы запутать тёмные силы.
Очень возможно! Вспомним схожий обычай: присаживаться перед дорогой. Кажется, все уже забыли, зачем это делается. Есть несколько версий, но скорее всего, чтобы прицепившаяся к человеку нечистая сила не мешала в дороге — делают вид, что никуда не идут.
По аналогии, и запутывание дороги вполне может иметь место. То есть в языческих ритуалах всё, в принципе, объяснимо и логично.
И ещё один, очень распространённый и очень старый ритуал: переносить невесту через порог. То ли чтобы не споткнулась в самом начале семейной жизни, то ли чтобы «всю жизнь на руках носили».
Это и в самом деле проявление заботы о молодой жене. Только в несколько ином ключе. Порог — в прямом смысле граница дома, оберегающая от проникновения чужаков. А невеста пока — чужая, ещё не успевшая стать членом семьи. Потому её и переносят через опасную границу, чтобы уже в доме провести через определённые ритуалы. Чтобы стала своей, полноценным членом семьи. Вот тогда и сможет ходить безбоязненно!
Вот всего несколько примеров примет разных типов и времен. О доме же, в том числе его защите от враждебных сил, стоит сказать отдельно. Тема эта большая и, как ни покажется странным, до сих пор актуальная.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...