Собственно мифы до нас вроде бы не дошли. Зато дошли орнаменты, содержащие картину мира древних земледельцев. А иногда и их предшественников — охотников неолита. И многие символы — например, солярные, водные, земные знаки, пришли к нам из той эпохи. Многие из них до сих пор понятны. Другие неосознаваемо находят отклик в душе — в прямом смысле, поскольку происходят из самых глубинных пластов психики, общих для людей всех времен и народов.
Но знать значения символов недостаточно. Ничто не существует само по себе. Всё, в том числе символы, мы включаем в контекст; во всё вкладываем смысл.
И в традиционном орнаменте ни один из символов не изображён сам по себе — только во взаимодействии, включённым в цельную композицию. Отдельные символы — как бы слова, сплетаемые в связный текст.
Итак, в традиционном наличнике можно выделить три яруса: небесный, земной и подземный.
В верхнем, небесном ярусе, мы увидим солнце, солярные знаки. И не только их… и не только там. Но — по порядку.
На «небесах» обязательно присутствует вода в виде извилистых линий и точек капель дождя. Здесь же могут присутствовать животные, связанные с небесами (птицы) или солнцем (кони). Солнц же зачастую несколько.
Нет, предки прекрасно знали, сколько их на самом деле, и лишних не придумывали. Несколько солнц изображают движение, путь светила в разных его позициях. В данном случае — дневной путь.
Солнца на боковых сторонах — восход и закат. В центре вверху — полдень. Изображения коней подчёркивали идею движения. И ещё солнце (снова в динамике) могло изображаться внизу. В подземном мире! А где ещё ему быть ночью-то? На этот раз его транспортируют водоплавающие птицы — лебеди или утки. Здесь мы встретим и изображение воды в виде уже знакомых зигзагов-волн. Естественно, предки знали, что под землёй есть вода!
А вот стилизованные фигуры ящеров можно увидеть только в подземном мире. Культ ящера — архаичного водно-подземного божества, древний, развитый у праславян.
Средний ярус мира — наш, земной, материальный, отражающий картину мира земледельца с символами засеянного поля и ростков-побегов. Здесь изображали и животных как символ природы, жизни.
В среднем ярусе можно встретить и стилизованную фигуру человека. Точнее, одной или двух женщин. Одна — скорее всего, Макошь. Парные женские фигуры — рожаницы, архаичные божества, элементы культа которых сохранились чуть ли не до 19 века.
Рожаницы — древние покровительницы плодородия и плодовитости вообще, в широком смысле. Макошь традиционно изображают в двух положениях: с руками, поднятыми к небу, и с руками, опущенными вниз, к земле. Первое положение — моление о дожде; второе — о всходах.
Это нормальные элементы аграрной магии, отражение древних верований и сезонных обрядов, зафиксированных в традиционном узоре. Здесь нет отдельных, самих по себе существующих элементов. Оберегом является весь наличник, отражающий картину мира наших предков-язычников. Или, по выражению
Конечно, всё это очень кратко и упрощённо. Многое лишь намечено, требуя раскрытия и уточнений. Что ж, значит, есть о чём поговорить! Продолжение следует…
Всё получилось по слогану : Не можно впрячь в одну телегу коня и трепетную лань. Оценка: 5