Константин Сазонцев Профессионал

Московское метро. Станция «Спартак» - новая или нет?

15 мая 2016 года московский метрополитен отметил свой 81-й день рождения. После того как сменился начальник подземки, она наконец-то дождалась масштабных ремонтных работ, в которых, к слову, нуждалась уже не год и не два. Подземный город имеет подземные недострои, и в честь 81-го дня рождения предлагаю вспомнить самый старый недострой метро и познакомиться с его историей. Ни разу не замечали его и не слышали о нём? Тогда — за мной!

Вестибюль станции «Спартак» Источник

В последние годы в метро реконструировалось и строилось так много всего, что впору запутаться! Однако далеко не все открытые станции являются новыми… На перегонах действующих линий открылись две новые станции — «Технопарк» на Замоскворецкой линии и «Спартак» на Таганско-Краснопресненской. Проекты станции «Технопарк» существовали с самого строительства линии — был сооружен так называемый задел, прямой участок будущей станции, однако сама станция осталась проектом на долгих 70 лет. В последние два года жители юга Замоскворецкой линии могли наблюдать процесс строительства этой станции, и здесь, собственно, вопросов не возникает, «Технопарк» — новая станция. Совсем другое дело — станция «Спартак»… И именно на ней мне хотелось бы сделать длительную остановку.

С момента открытия и вплоть до 2012 года москвичи и гости столицы, следующие по маршруту Щукинская-Тушинская и обратно, могли заметить на перегоне между станциями мелькающие колонны. Если в этот момент по соседнему пути также ехал поезд, вполне можно было разглядеть, что рядов колонн два, а между ними — платформа. Электроосвещение на этой платформе почти никогда не работало, хотя было проведено. Вряд ли кто-то, кто видел эти колонны, мог подумать — это почти готовая станция! Многие просто не думали и не придавали значения тому факту, что между двумя станциями, на весьма длинном перегоне, может быть какой-то объект. Станция? Зачем она там? Ведь на поверхности нет значительных объектов, за исключением только Тушинского аэрополя, да и оно уже давно стало почти пустырём. И тем не менее это была именно она — станция, законсервированная ещё в 1975 году. Эта станция — самый старый недострой метрополитена, она простояла в конструкциях, без выхода на поверхность почти 40 лет!

И всё-таки зачем её там построили? Ведь до начала XXI века Тушинское аэрополе было полностью закрытым объектом, на который нельзя было просто так зайти рядовому горожанину. В 1960-е годы аэродром ещё использовался для взлёта парадной и командной авиации, а позже и вплоть до 2002 года с него могли взлетать и садиться на него только самолёты малой авиации и вертолёты. Дело здесь вот в чём.

В 1960−1670-е годы, когда строилась Таганско-Краснопресненская (тогда — Ждановско-Краснопресненская) линия метро, в районе Тушинского аэрополя планировалось возведение большого жилого микрорайона, а поскольку строительство метро в то время не догоняло, а опережало строительство жилых массивов, на линии стали строить станцию под планируемый микрорайон. Открытым способом (в котловане) был построен центральный зал станции, она даже появилась на схемах 1967 года под названием «Аэрополе» на северном участке активно строящейся Таганско-Краснопресненской линии, а в 1970-м она уже фигурирует на перспективных схемах метро как «Волоколамская». Новое название было дано ей по расположенному поблизости Волоколамскому шоссе. Однако в процессе строительства линии от возведения жилого микрорайона отказались по ряду причин… Почти полностью готовая станция, у которой оставалось только построить наземный вестибюль и обустроить выход в город (он планировался только один), становилась не нужной.

30 декабря 1975 года северный участок Таганско-Краснопресненской линии от «Щукинской» до «Планерной» открылся. Возможно, уже тогда у пассажиров нового участка подземки возник вопрос: что же это за колонны между «Щукинской» и «Тушинской»? Скорее всего, тогда же появились первые городские легенды об этой станции. На схеме метро станции «Волоколамская» уже не было, но закапывать готовый объект не стали, равно как и прятать его, что было просто бессмысленно. Станцию оставили без отделки и выхода в город и законсервировали до лучших времен. Вплоть до 2012 года между «Щукинской» и «Тушинской» в свете проходящих поездов мелькали колонны и платформа, приманивая любителей подземного экстрима прогуляться по ней.

Так и оставалась бы она недостроем, если бы не ФК «Спартак»! В 2006 году было решено построить вблизи Тушинского аэрополя домашний стадион для этой футбольной команды, а в 2007 году инвесторы стадиона заявили о своём намерении инвестировать средства в достройку законсервированной станции. В это время рождается третье название станции-призрака — «Спартак», или «Стадион Спартак». Удача все-таки улыбнулась этой станции! В 2012 году было закуплено оборудование для эскалаторов, а в 2013 году начинается расконсервация, ведётся отделка центрального зала и строительство выходов в город — одного наземного с лестницами и одного подземного с эскалаторами. Сроки были весьма смелыми, но строители успели, и 27 августа 2014 года одновременно со стадионом «Открытие Арена» открылась под названием «Спартак» и бывшая станция-призрак.

Тема её оформления — конечно же, футбол! Фигуры на эту тему изображены на стеклянных сайдинговых вставках, тянущихся по путевым стенам, а сверху — ложный потолок… Колонны облицованы серым мрамором, в отделке также присутствует алюминий, серый и чёрный гранит. Под навесными конструкциями виден бетон станции, что и понятно: выполнить отделку полностью мрамором или плиткой рабочие при всём желании не успели бы за то время, которое отвели им на работы. У станции «Спартак» есть ещё одна особенность, которая не видна глазу пассажира — расположение в сильно обводнённых грунтах. Эта особенность задала строителям непростую задачу, и в настоящий момент станция имеет усиленную гидроизоляцию не только на стенах и потолке, но даже на полу, и сложную систему водоотвода. Ещё в те годы, когда она была законсервирована, её можно было найти на поверхности по просевшему на несколько метров грунту, который пришлось поднимать во время её расконсервации, выравнивая ландшафт. Вот только это «заслуга» не только грунтовых вод, но ещё и способа строительства станции — при консервации строители не до конца засыпали котлован, и земля просела.

Серая станция красно-белой команды… Но как выглядел изначальный проект? Интересно было бы посмотреть? Что ж, здесь надо сказать, что от его реализации хоть и отказались в 1970-х годах, но не потеряли — станция с похожей отделкой на самом деле появилась в 1977 году, только не в Москве, а в Ташкенте, под названием «50 лет СССР». Если бы московские строители хотели отделать станцию «Спартак» по изначальному проекту, они использовали бы жёлто-серую отделку с синей мозаикой вдоль путей, а колонны должны были быть покрыты коричневым гранитом с медными пластинами в виде куполов Волоколамского кремля у самого верха. Однако мы имеем то, что имеем, и независимо от отделки сейчас любой желающий может вполне законно прогуляться по бывшей станции-призраку с названием «Волоколамская»!

Обновлено 22.05.2016
Статья размещена на сайте 13.05.2016

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: