Невозможно ответить на вопрос: «Все ли провожающие читали произведения Виктора Гюго?» Но нет никаких сомнений, что они слышали о его романах, о героях его произведений. Виктор Гюго едва ли не первый проник в душу низшего сословия, отверженных, презираемых. Один абзац его «Собора Парижской богоматери» — как факел, выхвативший из ямы пренебрежения и унижений человека с его понятиями о чести и достоинстве.
«Он был прекрасен, этот сирота, подкидыш, это отребье; он чувствовал себя величественным и сильным, он глядел в лицо этому обществу, которое изгнало его, но в дела которого он так властно вмешался; глядел в лицо этому человеческому правосудию, у которого вырвал добычу, всем этим тиграм, которым лишь оставалось ляскать зубами, этим приставам, судьям и палачам, всему этому королевскому могуществу, которое он, ничтожный, сломил с помощью всемогущего Бога».
Свидетели похорон писали, что те, кому посчастливилось наблюдать это событие, не смогут его забыть никогда — настолько оно было великолепно. И не только пышность, торжественность, но и жажду народа увидеть последний путь своего кумира запечатлели фотографы, корреспонденты, художники. Публика по всей длине улиц стояла в окнах, висела на деревьях (и падала вместе со сломанными ветвями), а некая дама, чтобы видеть процессию, взобралась на дымоходную трубу.
Французский художник Жан Беро был свидетелем события, которое потрясло не только Францию, но и весь мир. На его картине — площадь Конкорд и Триумфальная арка. Сумерки, видно пламя факелов, отсвечивающее на мокрой мостовой и на драпировке арки.
Публика хочет видеть, что происходит: принесли высокие стремянки. Галантные мужчины предоставили лучшие для обзора места женщинам и страхуют их, поддерживая и стремянки, и женщин. Мужчина справа даже подставил плечо, чтобы даме было удобнее. (Кстати, женщины — разных сословий: слева — служанка в белом переднике, в центре и справа — зрительницы более высокого общественного положения).
Случайно или нет, на переднем плане три человека в рабочей одежде с рабочими принадлежностями: фартук, подобие тряпки и ведро, свободная блуза и растоптанные штиблеты, бесформенные брюки и разваливающиеся туфли…
Виктор Гюго хотел, чтобы на кладбище его везли в простейшей телеге. Это было выполнено частично: дроги везли его до Триумфальной арки, где гроб установили в громадный катафалк.
Сложнейшая конструкция занимала проём арки почти полностью, сама арка была задрапирована. Вокруг были установлены светильники, основанием которых были погребальные урны. Караул конных кирасиров освещал всё это горящими факелами.
Франция провожала своего кумира…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...