Опросом заинтересовался и сам сэр Пол. Каково же было его удивление, когда «победительницей» оказалась песня, которая никогда не была хитом и почти никогда не исполнялась им на публике… Разумеется, речь идёт о композиции, которую сам Маккартни назвал «Mrs. Vandebilt», а наш народ быстренько окрестил в более понятное «Хоп хэй-хоп».
История песни началась в августе 1973 года в довольно экзотическом месте — нигерийском городе Лагос (там располагалась одна из студий EMI). Идея Маккартни записывать альбом в Африке обернулась настоящей авантюрой.
Проблемы начались уже перед отъездом. Группу Маккартни — WINGS — покинули гитарист и ударник (как говорится, «из-за творческих разногласий»), в результате чего она сразу превратилась в трио. А если учесть, что жена Пола — Линда — в группе только подпевала, то в наличии оставалось всего два действующих музыканта — сам Маккартни (на басу) и Денни Лейн (на гитаре).
Впрочем, побег музыкантов только раззадорил Пола. Он заявил, что обойдётся и без них — благо, что и на гитаре, и на барабанах играть умеет (например, именно Маккартни стучал на битловской «Back in the USSR»). И действительно, Пол сыграл так, что его похвалил Кейт Мун — знаменитый барабанщик THE WHO.
Но почему всё-таки Африка — спросите вы. Сам Пол считал, что там у него будет и график посвободнее, и новых впечатлений побольше.
Что же — впечатлений действительно хватило с лихвой. Сойдя с трапа, музыканты сразу поняли, что в Нигерии только что произошёл военный переворот. Затем их встретила захламлённая студия и душная влажная погода (из-за чего делать записи приходилось по ночам). В довершение на Пола и Линду напали местные грабители и обобрали до нитки (забрали даже кассеты с демо-версиями песен альбома).
Даже в песнях африканская экзотика почти не отразилась — они вышли очень английскими как по звуку, так и по содержанию.
Была среди них и «Mrs. Vandebilt». Учитывая африканские злоключения музыкантов, её содержание воспринимается несколько иронично. Ведь темой песни было воспевание некоего вольного пофигизма — стремления сбежать в дикое тихое место, подальше от «благ цивилизации».
Это заявлялось уже в первых строчках:
Далеко в джунглях, проживая в палатке,
Ты не пользуешься деньгами, ты не платишь за аренду…,
…которые представляли собой немного переделанную цитату из арсенала британского комика Чарли Честера. Он вёл шоу под названием «Tarzan of the Tapes», и в оригинале фраза звучала так: «Там, в джунглях, проживать в палатке лучше, чем в бунгало — не надо платить за аренду». Данью Честеру был и идиотский смех в конце песни, позже переделанный в хоровой хохот.
Что касается «миссис Вандебильт», вынесенной в заглавие, то тут Маккартни то ли переврал, то ли схитрил… Дело в том, что Вандербильты (через «р») — это известная семья американских богачей (как нетрудно догадаться по фамилии, их предки были выходцами из Голландии). Сам автор говорил, что ничего не знал о Вандербильтах, кроме того, что у них огромное состояние. Поэтому их фамилия (как и упомянутая в песне «миссис Вашингтон») просто олицетворение всех богачей.
Доделывали свой альбом WINGS уже в Британии (например, добавили в «Mrs. Vandebilt» саксофонную партию Хоуи Кейси).
Альбому дали каламбурное название «Band on the Run», которое можно прочесть и как «Группа на гастролях», и как «Банда в бегах». Разумеется, на обложке группа решила выступить именно в роли сбежавших из тюрьмы преступников в полосатых робах. Кроме самих музыкантов, беглецов изображали другие британские знаменитости, из которых у нас лучше всего известен ныне покойный Кристофер Ли — исполнитель ролей Дракулы и Сарумана из «Властелина колец» (на обложке он 7-й слева — сразу после Линды).
Если предыдущие постбитловские работы Маккартни вызывали противоречивую критику, то «Band on the Run» понравился почти всем — даже язвительному Джону Леннону. В 1974 году альбом стал 2-м по продажам в Британии, а в 1975-м — получил «Грэмми» за лучшее поп-исполнение.
Были на альбоме и несколько хитовых синглов — «Band on the Run», «Helen Wheels», «Jet»…
А вот «Mrs. Vandebilt» ни в Британии, ни в США отдельно не выходила. Синглы с песней были изданы и стали хитами лишь в Нидерландах, Австралии и Новой Зеландии.
Но по-настоящему народную популярность «Mrs. Vandebilt» обрела в СССР. В 1976 году песню даже выпустили на гибкой пластинке — вкладыше в аудиожурнал «Кругозор». А спустя год включили в советский лонгплей-сборник «Пол Маккартни + ансамбль WINGS».
Быстро появился и русскоязычный кавер «Наша королева» в исполнении ВИА «ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА»:
Наша королева прямо хоть куда,
Не спесива, не горда,
И не льёт слёз никогда…
А в 2002 году группа «ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ» обыграла «Mrs. Vandebilt» в очень смешной песенке-пародии «Гоп хип-хоп»:
Так вот: Одна девчонка полюбила пацана другого
но не хорошего, а плохого
а ему всё пофигу, лишь бы голубей гонять и по деревьям лазать
так что иди девчоночка домой — не надо ручкой слёзы мазать
он тебе не пара — он дворовый мальчуган
а у твоего папаши новенький Ниссан,
а у него вообще нет папки, только мамка как пчелка в колесе кружится
рано поднимается, поздно спать ложится
так что допивай скорее колу и чеши в музыкальную школу
лабать гамы на цимбалах, а у пацана братан сидит на нарах
Хватит, Васёк, давай припев споем
Гоп-хип-хоп!
Сергей Михалок:
«Песню „Гоп хип-хоп“ я придумал, но она получилась совершенно нового жанра — блатной рэп, что потом певец Серёга назвал спортивными частушками. И приятно, что из всех людей, которые в свое время вдохновились нашими идеями, Серёга по-прежнему не скрывает, что на его творчество повлияло создание ремикса на „Гоп хип-хоп“.
Как раз тогда Серёга понял, что с кондовым рэпом, который он исполнял в группе КДБ, ничего не получится. Нам уже, по сути, эта песня не принадлежала — ремикс на неё сделал Серёга. А когда делали клип, уже появились мультипликационные персонажи САША И СИРОЖА (их ещё не было тогда в „человеческом“ виде), поэтому решили, что этих персонажей надо куда-нибудь внедрить».
Однако настоящее возрождение «Mrs. Vandebilt» произошло именно в 2008 году. Маккартни не стал игнорировать пожелания наших поклонников и исполнил песню на Киевском концерте, произнеся на украинском языке: «Нас просылы заспиваты цю писню».
После чего играл её уже не раз…
Что еще почитать по теме?
«The Beatles» — в чем их загадка?
Как Тhe Beatles решили «вернуться в СССР»?
Как песня «Yesterday» побывала сном, яичницей и инструментальной пьесой?
Выходит, средневековье - это не только рыцари в доспехах, пышные пиры в замках и красочные турниры, но и страшные болезни. Нам почему-то...