В 1765 году Фрагонар, учитывая пожелания своего мецената Людовика XV, оставляет попытки писать на религиозные и исторические темы и переходит к куртуазной живописи.
В 1769 году он женится, в том же году у него рождается дочь, в 1780-м — сын.
Во время Французской революции высокие покровители Фрагонара лишились голов, сам художник уехал из Парижа и вернулся туда в начале 19 века. К тому времени его уже совершенно забыли.
Яркие краски, красивая одежда, богатая обстановка — на этом фоне герои и героини развлекаются, играют, испытывают любовные приключения, иногда даже читают книги. Никакого быта, никакой приземленности — все как будто парит в небесах.
И вдруг среди этого буйства красок и роскоши появляется картина «Визит к няне»…
Убогая каморка чуть ли не в подвале. Кроватка, в которой лежит ребенок, слева от кроватки сидит сморщенная низкорослая старуха с горбатым носом (у нее какой-то зловещий вид). Справа — трое детей разного возраста смотрят на то, что происходит в комнате.
Молодой мужчина стоит на коленях в изножье кроватки, он смотрит на ребенка с жалостью, с мукой: видимо, ребенок тяжело болен. Женщина как бы утешает его: ее рука у него на плечах.
Дети справа, видимо, никакого отношения к этим взрослым не имеют.
Что же происходит? Почему это — визит к няне? Точных сведений нет, но какие-то намеки на происходящее остались в литературе.
У испанского писателя Эсы де Кейроша есть роман «Преступление падре Амаро». Этот святой отец вступил в связь с незамужней женщиной, она забеременела и вот-вот должна родить. В цитируемом отрывке он советуется со своим наставником — каноником:
— Еще один вопрос, дружок, — перебил каноник, — Ты подумал о том, куда мы денем плод?
Падре Амаро сокрушенно зачесал голову.
— Ох, учитель… Это вторая проблема… И она очень меня беспокоит. Конечно, надо отдать его на воспитание какой-нибудь женщине, только подальше, например, в Алкобасу или Помбал…
Падре Амаро за помощью обратился к посреднице по имени Дионисия, которая должна подобрать будущему младенцу кормилицу (а фактически — отдать на воспитание).
Но Дионисия продолжала раздумывать, потирая рукой подбородок. Она знает еще одну кормилицу. Эта живет далеко, под Баррозой… Берет на воспитание детей и растит их у себя дома. Но о ней лучше вовсе не говорить…
— А что, больная, хилая?
Дионисия подошла поближе к священнику и сказала почти шепотом:
— Ах, менино, я никого не хочу отговаривать. А только это всем известно: она поставляет ангелочков!
— Что?
— Поставляет ангелочков.
— Что вы хотите сказать? Что это значит? — спросил падре Амаро.
Дионисия промямлила весьма неохотно: есть такие женщины, которые берут младенцев на воспитание. И все младенцы умирают. И идут прямо на небо. Вот и появилось такое выражение.
— Как так? Все дети умирают?
— Все поголовно.
Родившегося ребенка отдали кормилице, но святой отец не мог спокойно перенести содеянного, он пытался найти своего ребенка (хотя отдал его неизвестно куда), но ему это уже не удалось.
В картине Фрагонара почти неощутим такой трагический конец, хотя видно, что ребенок тяжело болен. И доживет ли он до следующего визита родителей?
Что еще почитать по теме?
Надо ли знать историю, чтобы понять картину?
Сколько красавиц может поместиться на одной картине?
Проклятые картины. Откуда они появились?
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...