• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Джордж Хейтер - придворный художник. Как он добился такого звания?

Джордж Хейтер (1792−1871) — знаменитый английский художник, портретист, автор нескольких сотен портретов. Начальные уроки он получил у своего отца, шестнадцати лет поступил в Королевскую академию искусств.

«Представление обращения к королевской власти при открытии заседания первого реформированного парламента в Старой палате общин 5 февраля 1833 года», 1843, 542х346 см, Национальная галерея портретов, Лондон, Англия Фото: commons.wikimedia.org

Не закончив курса, Джордж решил стать военным моряком, пошел учиться в кадетское училище. Отец настоял на его возвращении, и они решили, что Джордж будет помогать отцу до окончания своего образования.

Мальчик был весьма темпераментный и в 1809 году, семнадцати лет от роду, он женился (естественно, тайно) на квартирантке своего отца, которая была старше него на 12 лет. У них было трое детей (секретный брак был оглашен спустя два года).

В 1815-м, когда ему уже было 23 года, его пригласили (или утвердили на должность) миниатюристом и портретистом при дворе принцессы Шарлотты. Это было очень почетное место: принцесса могла стать английской королевой — это зависело от состояния наследования в королевской семье. Судя по всему, молодой художник к тому времени уже заработал себе репутацию отличного портретиста.

Автопортрет, 1843, частная коллекция
Автопортрет, 1843, частная коллекция
Фото: commons.wikimedia.org

В том же году Хейтер пишет картину «Пророк Эзра» и представляет ее Британскому институту (частное общество, занимавшееся выставочной деятельностью в Лондоне в XIX веке) — картина удостаивается премии.

В 1816 году с подачи своего покровителя Джона Рассела, шестого герцога Бедфордского, Джордж отправляется в Италию учиться. Здесь он знакомится с гениальным скульптором Антонио Кановой, работает в его студии и перенимает его классический стиль. Одновременно учится быть скульптором. Канова способствовал представлению картины «Сбор дани» римской академии св. Луки, картина была принята хорошо, а сам Хейтер стал самым молодым членом академии.

Антонио Канова, 1817, 98х74 см, Government Art Collection, Англия
Антонио Канова, 1817, 98х74 см, Government Art Collection, Англия
Фото: commons.wikimedia.org

В 1818 году Джордж (ему уже 26 лет) начал писать портреты. Его друзей-художников раздражала нарочитая пышность работ, но благодаря этому Хейтера хорошо принимали в аристократических кругах.

Лорд Довер заказал художнику картину «Суд над королевой Каролиной в палате лордов». Хейтер первый — и очень успешно — отобразил современную ему драму (размер картины — 233×266 см).

В 1826 году художник едет в Италию, в 1828 году прибывает в Париж, в 1831 году возвращается в Англию. Он начинает работать над картиной с длиннющим названием: «Представление обращения к королевской власти при открытии заседания первого реформированного парламента в Старой палате общин 5 февраля 1833 года». Подготовительная работа — 400 портретных этюдов маслом.

"Представление обращения к королевской власти при открытии заседания первого реформированного парламента в Старой палате общин 5 февраля 1833 года", фрагмент
"Представление обращения к королевской власти при открытии заседания первого реформированного парламента в Старой палате общин 5 февраля 1833 года", фрагмент
Фото: commons.wikimedia.org

Что подвигло его на такой далеко не простой путь? Дело в том, что Джордж был ярым сторонником реформ. Он занимался картиной десять лет без всякой надежды на получение какого-нибудь гонорара — это не был чей-либо заказ, только желание художника запечатлеть историческое событие в жизни государства. С большой степенью вероятности можно утверждать, что групповой портрет палаты общин — это ансамбль портретов живых (в то время) людей, то есть у этой картины — стопроцентная историческая достоверность (картина была куплена правительством в 1854 году, через 20 лет после того, как он ее начал).

Кроме того, это было одно из последних изображений интерьера старой палаты общин до разрушительного пожара 1834 года.

Коронационный портрет королевы Виктории, фрагмент
Коронационный портрет королевы Виктории, фрагмент
Фото: commons.wikimedia.org

В 1841 году Хейтер получает звание «Главный художник двора ее величества королевы Виктории».

«Королева Виктория оценила его заслуги, удостоила его звания
„Главный художник двора ее величества королевы Виктории“ и посвятила его в рыцари» (из биографии художника).

Из-под его кисти вышло несколько картин с королевскими церемониями: коронация королевы Виктории в 1838 году, королевская свадьба в 1840 году, крещение принца Уэльского в 1843 году. Были исполнены несколько портретов королевы Виктории, причем некоторые копировались с помощью его сына Анжело и отправлялись как посольские дары.

Коронация королевы Виктории 28 июня 1838 года, 1838, Королевская коллекция, Лондон, Англия
Коронация королевы Виктории 28 июня 1838 года, 1838, Королевская коллекция, Лондон, Англия
Фото: commons.wikimedia.org

Пребывание Хейтера в должности художника двора было недолгим: муж королевы принц Альберт предпочитал немецких художников (например, Франца Винтерхальтера).

С середины 1840 годов появилось мнение, что стиль работы Хейтера устарел: он соответствовал вкусам начала викторианской эры (викторианская эра началась в 1837 году и длилась до смерти королевы Виктории в 1901 году). Художник продолжает работать, он пишет акварели, пытается работать как скульптор.

Коронационный портрет королевы Виктории, 1838, 128х103 см, Королевская коллекция, Лондон, Англия
Коронационный портрет королевы Виктории, 1838, 128х103 см, Королевская коллекция, Лондон, Англия
Фото: commons.wikimedia.org

Некоторые работы Хейтера после его смерти остались в Королевской коллекции, официальный портрет королевы Виктории и картина с ее бракосочетанием и сегодня украшают Букингемский дворец. Содержимое мастерской художника было распродано в 1871 году на аукционе Кристи.

Где все четыре сотни этюдов маслом для его десятилетнего труда — неизвестно. Может быть, они попали в руки портретируемых и хранятся сегодня в семейных коллекциях.

Главный художник двора ее величества королевы Виктории сэр Джордж Хейтер выполнил роскошные изображения сцен из жизни королевской семьи: его персонажи наполнены жизнью, апартаменты, регалии, костюмы на его картинах сверкают, переливаются всеми цветами радуги. Он писал жизнь двора, как он ее видел, и почетное звание было наградой за труды…


Что еще почитать по теме?

Художник Леонид Пастернак. Не создал ли он портрет эпохи?
Карл Брюллов: в чём романтизм его картин? К 210-летию со дня рождения живописца
Сколько мужчин было у королевы Виктории? Часть 1

Статья опубликована в выпуске 12.09.2016
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: