Пантуфли и мюли
Желание женщин сделать ступню поменьше, а рост повыше привело к появлению такой обуви, как пантуфли (по-итальянски, пантофли), очень популярной у дам эпохи рококо. Словарь Даля упоминает ещё одно красноречивое прозвище пантуфлей — «босовики или шамкалки». А «шамкали» они потому, что у них присутствовал каблук, зато полностью отсутствовал задник.
Носок пантуфлей был настолько мал, что при резком движении они тут же слетали, что мы и видим на игривой картине Фрагонара «Счастливые возможности качелей».
Впоследствии похожая женская обувь для дома станет называться «мюли». Считается, что это название происходит от латинского слова «mulleus» — мыслитель (похожую обувь носили магистры Древнего Рима).
Правда, поклонницы мюлей к мыслителям имели довольно отдалённое отношение. В течение XIX и первой половины XX века подобную обувь, обнажающую ступню и часто украшенную перьями, носили только в женских будуарах. Появляться в мюлях на людях приличные женщины стеснялись — это было уделом девиц лёгкого поведения. В результате мюли обрели дурную репутацию, став символом сексуального соблазна и праздного образа жизни.
Первой пропагандисткой мюлей среди широких масс стали голливудская звезда 1930-х — Джин Харлоу. В 1950-х её дело продолжили другие актрисы — Сид Чарисс, Мэрилин Монро, Бриджитт Бардо… Ну, а после сексуальной революции 1960-х обнажённые ступни и подавно перестали кого-либо шокировать.
Очередную волну популярности мюли с открытым носком пережили в конце 1990-х.
Тапочки ампира и пуанты
Начало XIX века — время роскошных балов и хрупких женщин в воздушных платьях, кружащихся в ритме модного вальса.
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»:
«Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам.
Летают пламенные взоры…».
Чтобы ножки дам летали и порхали, нужна была особая обувь — лёгкая, удобная и скользящая. Уже в конце XVIII века под влиянием моды на античность каблуки начинают терять былую популярность. Ну, а вихрь Французской революции на какое-то время и вовсе их отменил.
Почти всю первую половину XIX века господствует мягкая обувь на плоской подошве, напоминающая тапочки. Её делали разноцветной, декорировали бантами и розетками и крепили к щиколотке завязками — крест-накрест. Так как туфельки-тапочки делали из шёлка, бархата или тонкой кожи, дама легко могла сносить одну пару в течение одного бала.
Братья Гримм «Истоптанные в танцах башмаки»:
«У одного короля было в семье двенадцать дочек, одна другой красивее. Все они спали вместе в одной зале, где их кровати стояли рядком, и вечером, когда они, бывало, улягутся, король сам запирал дверь в залу и задвигал ее задвижкой. Когда же наутро он отпирал к ним дверь, то видел, что их башмаки были от пляски совсем истоптаны, и никто не мог ему объяснить, как это случилось».
Аналогичную обувь носили и балерины, которые, наконец-то, вышли на первый план (раньше главные роли в балете играли мужчины). Однако в балетных танцах была своя специфика — в частности, знаменитое хождение на кончиках пальцев. Для этого в носок туфлей стали вставлять деревяшку, прикрытую сверху прокладкой из овечьей шерсти. Так появились пуанты (от фр. la pointe — кончик). И уже 1832 году балерина Мария Тальони впервые станцевала весь балет «Сильфида» только на кончиках пальцев.
Балетки
В 1941 году американка Клер Монкардель, занимающаяся танцевальной обувью, создала первые классические балетки. Название этой обуви не случайно. Как и пуанты, балетки шились из мягкой кожи или ткани. Однако если пуанты стягивали с помощью шнурка, крепившегося к щиколотке, то балетки держались на ноге за счёт резинки.
Настоящую популярность балеткам принесли актрисы кино. Первой стала молоденькая Бриджит Бардо, которая до начала своей кинокарьеры как раз занималась балетом. К съемкам фильма «И Бог создал женщину» (1956) она попросила дизайнера Розу Рипетто сделать ей особенную обувь — похожую на балетные туфли, но с прочной подошвой, позволяющей ходить по улице.
Второй «пиарщицей» балеток стала Одри Хепберн. Поначалу — поневоле. Дело в том, что идея — обуть балетки для танцевальной сцены к-ф «Забавная мордашка» (1957) — целиком принадлежала режиссёру. А вот Одри активно этому противилась. Потому что при росте 176 см актриса имела 41-й размер ступни и боялась, что балетки в сочетании с белыми носками сделают её ноги ещё больше. Правда оказалась на стороне режиссёра — балетки не исказили облик актрисы, а напротив — подчеркнули её юность и обаяние. Хепберн извинилась, и вскоре её часто можно было видеть в балетках от Сальваторе Феррагамо.
Так в конце 1950-х лёгкие балетки составили достойную конкуренцию туфлям на шпильке. Тем более что не у всех балеток подошва была плоской — допускался и маленький устойчивый каблучок.
Вьетнамки
Хотя всеобщая популярность этой пляжно-домашней обуви началась только в 1950−60-е годы, её происхождение уходит корнями в самую глубь веков. Сандалии на плоской подошве с вертикальной перемычкой между пальцами носили ещё древние египтяне, ассирийцы, греки и римляне.
Хотя мы и прозвали эту обувь «вьетнамками», скорее всего, её прототипом стали японские дзори, подошва которых делалась из дерева.
В западный гардероб дзори стали проникать после Второй мировой войны, когда американские оккупационные войска вернулись из Японии на родину. Грубую деревянную подошву заменили резиновой, и обувь пошла в народ. Кстати, на английском языке её называют «флип-флоп», что, по сути, является аналогом второго русского прозвища «вьетнамок» — шлёпанцы, или просто шлёпки.
Туфли-желе, или «Мыльницы»
Кто бы мог подумать, что босоножки, сделанные из недорогого литого пластика, могут стать писком моды?
Сначала jelly shoes (туфли-желе) полюбились завсегдатаям пляжей Латинской Америки. Но уже в начале 1980-х подобная обувь заполонила и остальные пляжи — в том числе Советского Союза. В 1985 году босоножки из ПВХ даже попадают на обложку журнала «Vogue».
У нас эту обувь метко прозвали «мыльницами», и несмотря на жёсткость, девушки ходили в них не только на пляже, но и по городу (чтобы не травмировать ноги, поддевали носки).
Чем ядовитей и ярче был цвет «мыльниц» — тем лучше. Особым шиком также считались переливающиеся внутри блёстки.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...