Леон Жером написал несколько полотен, посвященных жизни египтян тех времен. В их числе — «Продавец ковров в Каире» 1869 года. Эта картина — скорее иллюстрация к городской жизни: краснобородый коврощик-иранец со своим товаром на рынке.
И есть еще одна картина с названием «Ковры», написанная несколько позднее — в 1887 году.
Главный герой этой картины — громадный ковер: его длина не меньше 8 метров при ширине больше 3-х. У ковра — группа людей, лицом к покупателям и к зрителю стоит продавец. Похоже, что он назвал цену и рассказывает что-то о своем ковре.
Слева кучей свалены другие ковры, на которые никто не смотрит. Или до них не дошла очередь, или к ним нет интереса, хотя они выглядят очень красочно. Что в них не устроило покупателей — размер, рисунок, то и другое? Сейчас они заняты другим ковром — свисающим с балкона.
Надо полагать, что художника изумил труд его собратьев по художественному ремеслу, и он дотошно воспроизвел рисунок ковра.
Он тщательно выписал все фигурки, все цветочки: видны угловатые переходы от фигурок и цветов к фону — неотъемлемая особенность ковроткачества. Титанический труд, который донес до нас прелесть ковра. Рисунок завораживает, его хочется рассматривать снова и снова!
Сколько лет потребовалось ткачам — неизвестно, сколько стоили такие ковры — неизвестно, сколько их сохранилось с тех пор — никто не знает.
Достоверно то, что в музее Виктории и Альберта (Лондон, Англия) есть музейный экспонат — ковер XVI века, у которого есть собственное имя: «Ковер Ардебиль».
Его размеры — 10.5×5.3 метра, у него плотность вязки от 47 до 50 узелков на квадратный сантиметр, всего около 26 миллионов! Основа ковра — шерстяная нить, спряденная с шелком.
Сделанный в Иране во времена правления шаха Тахмаспа I (1514−1576), этот ковер считается одним из лучших персидских (или иранских, что одно и то же) ковров. Он лежал на полу в мечети Ардебиль, сильно износился и был продан в 1890 году английскому торговцу коврами. Этот продавец восстановил утраченные места и продал его музею Альберта и Виктории.
Ценность ковра настолько велика, что в 2006 году он был помещен в стеклянный бокс в центре главной галереи исламского искусства музея. Более того, чтобы предохранить ковер от выцветания, освещение включается лишь на несколько часов по определенным дням.
Ковер на картине Жан-Леон Жерома — поменьше размером, его узор крупнее, чем на ковре Ардебиль. Но ковер на картине Жан-Леон Жерома прекрасен! Глаз зрителя поражает скрупулезная работа художника, который донес до нас свое восхищение искусством египетских ковровщиков…
Что еще почитать по теме?
Как вышить ковер?
Надо ли знать историю, чтобы понять картину?
Как туристу отбиться от уличных торговцев в Египте?
Ох, Тюфелеву рощу пока можно вычеркивать...