Сказано это было про российское и советское кино в 60-е годы 20 века. Сейчас начало 21 века и про настоящее кино мы вообще, похоже, забыли. Говоря терминологией Ларисы Шепитько, осталось одно дамское рукоделие.
Современники-коллеги Ларисы Ефимовны по киноцеху в один голос отмечают такие черты ее характера, как максимализм и высшая степень ответственности за то, что она делает в кино. Внешне высокая и невероятно яркая и красивая, она могла бы стать великолепной актрисой или моделью, но ее привлекла роль кинорежиссера — профессии, которая в 60-е годы 20 века еще считалась сугубо мужской.
Набрать почти целый курс будущих режиссеров-женщин в те годы решился только выдающийся мастер кино
Даже великий Довженко тогда не предполагал, что одна из его скромных и застенчивых учениц станет настоящим мастером кино и сможет преподать урок многим мужчинам-кинорежиссерам.
Ларису Шепитько отличал сильный волевой характер, на съемочной площадке она проявляла себя как железная леди, очень стойко переносила все физические тяготы профессии, обладала мощным организаторским талантом и могла уговорить, убедить любого актера сделать именно то, чего она хотела. А ведь на протяжении пяти лет обучения ее во ВГИКЕ никто из сокурсников и педагогов и предположить не мог, что в этой хрупкой красавице с большими глазами и длинной косой сосредоточена такая творческая сила.
О незаурядности Ларисы Шепитько говорит прежде всего тот художественный материал, который она отбирала для фильмов. Ее первый фильм (дипломная работа) под названием «Зной» был снят по повести еще мало кому известного тогда Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз». Во время съемок Лариса столкнулась с массой трудностей, и не только творческого плана.
Фильм снимался в киргизских степях и пустыне, воду из колодцев, полузасыпанных песком во время бури, никто не хлорировал, как в водопроводе, и Лариса заболела желтухой. Даже больная, она продолжала снимать. А едва оправившись от болезни, снова была на съемочной площадке.
Сложно было подобрать и актеров для фильма, ведь начинающему режиссеру, снимающему свою дипломную работу, никто не даст знаменитых актеров. Их приходилось собирать по провинциальным театрам, при этом для Ларисы был важен высокий профессиональный уровень каждого из них, еще не имевших опыта работы перед кинокамерой.
Были трудности и организационного характера. Режиссер в условиях идеологических запретов на многие вещи в киноискусстве должен был уметь договариваться и с чиновниками от культуры. А так как фильм снимался на национальном материале, то обе республики — Киргизия и Казахстан — стали выдвигать каждая свои требования. В частности, снимать только киргизских или только казахских актеров, что было практически невозможно.
Также национальные чиновники пытались перекроить и сценарий под свои национальные интересы: киргизы протестовали против отрицательных персонажей-киргизов в фильме, казахи — выступали против отрицательных персонажей-казахов. А если речь в фильме заходила об оценке национальных традиций, то Ларисе вообще приходилось свой фильм защищать от закрытия. Так молодому режиссеру уже на первой своей творческой работе пришлось выковывать жесткий и волевой характер!
Вершиной творчества Ларисы стал фильм «Восхождение» по повести Василя Быкова «Сотников». Этот фильм поразил многих — не только коллег Ларисы, но и зрителей целого послевоенного поколения. Режиссер настолько выросла в своем мастерстве, что смогла превратить повесть в кинопритчу, а это уже признак гениальности его создателя.
К фильму «Восхождение» Лариса шла четыре года, вынашивая его сценарий. В этом фильме она раскрылась не только как мастер своего дела, но и открыла для советского кинематографа имена не известных доселе актеров — Бориса Плотникова и Владимира Гостюхина.
Это качество первооткрывателя актеров было ей присуще и в последующих киноработах, в частности, именно Л. Шепитько мы обязаны открытием в новом амплуа гениальной Майи Булгаковой, которая до этого снималась лишь в эпизодах.
Фильм «Восхождение» получил всемирное признание и показал всем, чего стоила эта страшная война с фашизмом простому советскому народу.
Всё-таки быть женщиной-режиссёром очень и очень трудно. Недаром, их единицы.
Оценка статьи: 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Магдалина Гросс, не так давно я присутствовала на встрече с одним солидным оперным режиссёром. Его что-то спросили о женщинах в режиссуре. И он сказал: "Я конечно видел много женщин-режиссёров. Но режиссёров среди них было так мало, что я ни одной не помню".
0 Ответить