Ну, а о последнем русском царе я не хочу рассказывать. Здесь трагедия уже не личная, а общенародная.
Зато Александр III оставил немало историй, шуток и афоризмов. Как раз на трех императоров хватит!
Елизавета Вестман, вдова адмирала
С. С. Лесовского (заслуженного морского офицера, занимавшего пост Управляющего Морским министерством), получала за мужа пенсию. Решив вступить во второй брак (в этом случае выплата пенсии прекращалась) и желая сохранить пенсию, вдова подала соответствующее прошение на высочайшее имя. В прошении она выражала уверенность, что Государь и Россия «не забыли службу ее мужа». Государь отказал с резолюцией: «Ни я, ни Россия не забыли службу почтеннейшего Степана Степановича, а вот вдова его забыла».
Александр III был человеком крупным, даже грузным. Наверное, не удивительно, что современники считали его столь же тяжеловесным и в мыслях и поступках.
Возможно, так оно и было. Хотя дошедшие до нас остроты Александра намекают не только на прекрасное чувство юмора, но и на живость ума и умение и импровизировать.
Взойдя на престол, Александр III спросил у знатоков истории, чьим сыном был Павел I.
— Скорее всего, графа Салтыкова.
— Слава тебе Господи! — воскликнул Александр III, — Значит, мы русские. Но происхождение Павла I, усилиями Екатерины Великой, было окутано ореолом таинственности. Неудивительно, что в другой раз император получил другой ответ:
— Отец Павла Петровича — император Пётр Фёдорович.
— Слава Богу, мы законные! — ответил Александр.
В конце XIX века можно было и посмеяться. Никто давно не сомневался в легитимности ни Александра III, ни самой династии.
Хотя родственные связи для людей знатных, естественно, важны. Тем более, для императорской фамилии.
Великий князь Николай Николаевич, кузен Александра III, решил жениться. Избранницей его стала купчиха, да ещё ко всему — разведенная. На подобный союз требовалось согласие главы правящего дома. Император согласился, с условием: этот союз он будет игнорировать; и у жены кузена не будет официального положения при дворе. Перед свадьбой невеста потребовала, чтобы великий князь добился для нее должности. Когда просьба дошла до императора, тот вообще запретил кузену жениться. Как заметил Александр, он в родстве со всеми европейскими дворами, а вот с петербургским Гостиным двором не был. И быть не хочет.
Хотя при необходимости русский император умел быть дипломатичным.
В 1891 году Петербург посетила французская эскадра. Торжественная встреча, звучат гимны обеих держав, военные с обеих сторон берут под козырек… Вот только французский гимн — «Марсельеза» — в России запрещен. Представим картину: звучит запрещенный революционный гимн, и российский император Александр III, как полагается военному, берет под козырек… Отказаться нельзя, мероприятие официальное и важное для налаживания отношений с Францией. Гофмаршал (чин, ответственный за дворцовое хозяйство и организацию приемов)
В. С. Оболенский обратил внимание императора на этот щекотливый момент.
Выслушав, Александр сказал:
— Мы же не можем дать французам другой гимн? Играйте тот, какой есть. Ничего, после «Марсельезы» они шапки снимут и «Боже, царя храни!» выслушают!
Иногда дипломатия Александра III имела и другую сторону…
Императору сообщили, что по политическому делу арестовали писательницу Цебрикову (тогдашняя «оппозиционерка», писатель, публицист). Александр III наложил резолюцию: «Отпустите старую дуру!» Это был удар по репутации! Над шуткой Смеялся весь Петербург, включая ультрареволюционный. Карьера Цебриковой была загублена.
Не вполне ясно, анекдот это или реальный случай. Цебрикова была известной писательницей и журналисткой. По меньшей мере однажды она действительно оказалась замешана «в политику», опубликовав открытое письмо Александру II, с критикой его внутренней политики. Но за это её не «отпустили», а сослали в Вологодскую губернию, запретив въезд в столицы, так что она больше 20 лет прожила в провинции. Возможно, история в том или ином виде имела место — вроде бы по закону Цебриковой грозило куда более суровое наказание. А так — сослали без суда…
При этом исторический анекдот о Цебриковой хорошо укладывается в «народный» образ Александра III. Наверняка многие знают более известную историю другого «политического преступления»…
Бузивший в кабаке крестьянин заявил, что ему" и на царя плевать". И подкрепил слова делом: плюнул на висящий здесь же портрет Александра III. Дела «об оскорблении Величества» доводились до сведения императора. «Оскорбителя» приговорили к шести месяцам тюрьмы, о чем и сообщили монарху. Александр III хохотал. — Он наплевал на мой портрет, и я же за это буду его кормить?
Резолюция императора состояла из трех пунктов:
1. Императорских портретов впредь в кабаках не вешать.
2. «Оскорбителя» послать подальше.
3. Передать ему, что император тоже на него плевал.
В другой версии этой истории фигурирует не крестьянин, а солдат. Принципиальна ли разница? Иногда да.
С солдатом приказ был исполнен официально и по-военному: виновник был поставлен перед строем полка, и ему во всеуслышание было объявлено решение императора. В первое же воскресенье солдат пошел в церковь, где перед образом святителя Николая дал обет не прикасаться к водке.
Интересно, что этот же анекдот рассказывали о Николае I. Что ж, это закономерно. Многие отмечали сходство характеров внука и деда.
Хотя бывало, что и Александр III смущался.
Великий князь Владимир Александрович (брат императора, президент академии художеств) уговорил Александра посетить академическую выставку.
Над некоторыми картинами император хохотал. Как оказалось, в присутствии авторов двух работ. Узнав об этом, Александр постарался загладить неловкость, купив их картины. Но категорически запретил где-либо упоминать об этом.
Спасибо. Интересно!
...На станции Борки (где произошла железнодорожная катастрофа) был открыт инвалидный дом для железнодорожных служащих, названный именем императора. 17 октября 1909 года перед входом в здание инвалидного дома был открыт бюст Александра III на постаменте из розового гранита. Деньги на бюст были пожертвованы служащими железной дороги. После революции 1917 года бюст царя был сброшен, постамент с повреждённым бронзовым барельефом сохранился.
2 ноября 2013 года на станции Спасов Скит состоялось открытие памятника Александру III. Мероприятие приурочили к празднованию 400-летия дома Романовых и 125-летию спасения царской семьи. Сегодня памятник снова разрушен.
А в Харьковском Политехе (основан в 1885–ом распоряжением Александра III) при новой власти исчез сохранявшийся даже при Советской власти большой портрет Императора. В общем, всё императорско-российское для сегодняшних властей и им вторящим – не в чести!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Василий Россихин, спасибо за интересные и печальные подробности. История не хочет рЭзких движений и наказывает торопыг. В этом смысле китайцы мудрее, да и не только в этом.
Питерские верховоды Кремля подсуетились с доской Маннергейма, а вот поставить на проектное место памятник Алксндру-3 фантези не оказалось.
0 Ответить
Это об этом Александре много и интересно писал С.Ю. Витте ? Особенно он подчёркивал физическую силу монарха, в частности, при крушении царского поезда. Ему, наверное, сваял высокохудожественный памятник скульптор Трубецкой. Я видел этот действительно внушительный памятник во дворе Русского Музея в Питере. Сейчас на волне ностальгии по РИ не лишне было бы восстановить этот памятник на видном месте, как произведение искусства и в назидание.
Статья вдрызг познавательная, оценка однозначно - 5 !
2 Ответить
Сергей Дмитриев, спасибо! а что там писал Витте? наверняка об этом Александре , поскольку Витте работал как раз при нем.
о памятнике обычно приводят весьма нелицеприятное мнение, в т.ч. приписываемое и самому автору памятника. типа император на нем выглядит как-то не по-царски
0 Ответить
Александр Смирнов, Витте по моим подсчётам поработал при двух Александрах и при одном Николае. Рекомендую почитать его "Воспоминания и размышления" советского ещё издания, которое мне порекомендовала библиотекарша...мелькомбината.(зацените уровень советских реалий)
Памятник - образец художественного воплощения образа монарха - сильного и простодушного, эдакого русского медведя. Он тем не менее долго красовался на площади у Московского вокзала в Питере.Можно понять недоумение современников, но почему большевики своротили образ нехорошего самодержавия, можно только сожалеть. У нОнешних культурантов во власти не хватАт ума водрузить памятник на его историческое во всех смыслах место.
Фото этого памятника добавило бы украшений этой статьи.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, тем не менее, истории с крушением и пр. - именно об Александре Третьем
с библиотекаршей - институт культуры, вероятно? я проработал в библиотеке 6 лет, уровень подтверждаю. серьезно.
1 Ответить
Александр Смирнов, "Это был,конечно он" (С) ...А уровень не заметили, не оценили и профукали позорные беловежские прохиндеи, а самому главному экстравагантному политшалопаю в наши дни возводят помпезный Е-Ц.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, это да. но с этими гражданами ничего не поделать , да и момент тогда был... гм... совсем противоположное было направление политики. не Александровское... наоборот
1 Ответить