Ему сразу удалось отхватить две «Грэмми» — за песню «I Knew You Were Waiting», исполненную с Аретой Франклин («лучший R’n’B-дуэт»), и за дебютный лонгплей «Faith» («альбом года»).
«Faith» (1987)
«Повзрослеть» Джордж решил не только в музыкальном плане, но и внешне. В клипе на заглавную песню альбома «Faith» вместо симпатяги-подростка мы увидели «крутого мэна» со щетиной, в чёрных очках, кожанке, рваных джинсах и ковбойских сапогах.
Содержание песен тоже изменилось: не сказать, что оно стало более глубоким, но вот откровенным и провокационным — это точно. Чего стоит хотя бы песня «I Want Your Sex» («Я хочу от тебя секса»), которая, несмотря на своё отпугивающее пуритан название, сумела пробиться на 2-е место американского топа.
В песне «Faith» («Вера») Джордж тоже пел о сексуальной тяге, но здесь уже был более осторожен:
Прежде чем эта река превратится в океан,
Прежде чем ты снова разобьешь мне сердце,
О, детка, я пересмотрю свои заблуждения.
В общем, мне нужно, чтобы кто-нибудь любил меня,
Но я буду ждать чего-то большего…
Да, я должен верить…
(пер. — Семенова Яна из Новосибирска)
Певец утверждал, что музыкальная идея песни пришла от продюсера Дика Лихи, который предложил записать некую стилизацию под «старый добрый рок-н-ролл». Впрочем, стилизация у Майкла вышла всё равно специфической: в манере исполнения явно просматривалось влияние фанка и R’n’B — любимых стилей певца.
Так как «Faith» была одной из первых песен, записанных в «цифре», Майкл получил возможность буквально «сконструировать» свой вокал, выбирая наиболее удачные кусочки из многочисленных дублей.
Интересно, что в клипе на «Faith» мы можем услышать две самоцитаты. В начале музыкальный автомат (т.н. «джук-бокс») играет упомянутую выше «I Want Your Sex». Затем пластинка меняется и начинается органное вступление песни «Faith», которое повторяет мелодию «Freedom» — старенькой песни времён WHAM!
Кстати, на том же видео любому гитаристу заметно, что Джордж гитарой не владеет и лишь имитирует игру на ней.
В 2003 году песня «Faith» изменит свой контекст с любовного на… политический.
Хип-хоп певица Ms. Dynamite предложила Джорджу Майклу перезаписать песню с новым текстом, где осуждалась война в Ираке, и исполнить дуэтом на церемонии «Brit Awards». Певец полностью разделял воззрения певицы на эту войну и дал «добро». Правда, физически на самой церемонии присутствовать не смог и предстал на ней в видеозаписи.
Кстати, это был не первый антивоенный выпад Джорджа. В 2002 году певец выпустил откровенно сатирический сингл «Shoot The Dog» с издевательским анимационным видео, где британский премьер-министр Тони Блэр изображался в образе верной собачонки, исполняющей все приказы Джорджа Буша-младшего.
«Freedom! '90» (1990)
Второй альбом Джорджа Майкла — «Listen Without Prejudice» (1990) — трудно назвать провальным. Но по сравнению с первым, проданным тиражом 25 млн. экз., это был явный спад — тираж снизился втрое. Сам певец связывал это с плохим промоушеном пластинки. Именно из-за судебных тяжб с лейблом «Sony» третий альбом певца вышел лишь в 1996 году, когда контракт был разорван.
Другие же связывали падение продаж с тем, что материал альбома был не столь заводным, как у предыдущего. Редкой энергичной композицией стала хорошо известная многим песня «Freedom! '90». Приставка «90» была не случайной.
Выше я упоминал, что в карьере певца уже была хитовая композиция с названием «Свобода», записанная под маркой дуэта WHAM! Джордж написал её ещё в 19-летнем возрасте и впоследствии признавался, что лишь после этого уверился в своих авторских способностях.
В Британии сингл «Freedom» вышел в октябре 1984 года и стал № 1. В США песня была издана почти на год позже. К этому времени WHAM! уже успели совершить беспрецедентные гастроли по коммунистическому Китаю (первой из западных поп-групп). Поэтому по возвращении смонтировали на «Freedom» клип с кадрами гастрольной хроники. В результате название этой чистой песни (где на самом деле пелось «Мне не нужна свобода. Всё, что мне надо — это ты») как бы приобретало некий политический подтекст.
Так вот… «Freedom! '90» была не кавером на старый хит, а новой композицией, где Джордж заявлял совершенно противоположное:
Я был гордостью и радостью каждой изголодавшейся школьницы,
И, думаю, мне этого было достаточно,
Чтобы выигрывать гонки. Симпатичная мордашка,
Новёхонький прикид и пригретое местечко
На местном музыкальном канале…
Но сейчас всё совсем по-другому…
Всё, что нужно нам понять,
Это то, что я тебе не принадлежу,
А ты не принадлежишь мне.
Свобода!
Ты должна отдать что-то в обмен на то, что получаешь
(пер. Юлия J из Николаева)
Новую степень свободы от привычного поп-образа Джордж Майкл решил продемонстрировать и в клипе на песню.
Во-первых, там была демонстративно сожжена кожаная куртка и взорваны джук-бокс с гитарой — «герои» предыдущего клипа певца «Faith».
Во-вторых, Джордж категорически отказался появляться на экране, «заменив» себя… пятью девушками, которые открывали рот под его фонограмму.
«Фишка» заключалась в том, что это были не просто красивые девушки, а знаменитые на весь мир супермодели — Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста, Татьяна Патитц, Кристи Тарлингтон и Синди Кроуфорд. Сама идея возникла после того, как Джордж увидел эту прекрасную «пятёрку» на обложке журнала «Vogue» за январь 1990 года.
Из-за такой концентрации «звёзд» визажист клипа Кэрол Браун даже нарушила своё твёрдое правило — не брать автографы у тех, с кем она работает. Когда дошла очередь до самого Джорджа Майкла, тот оставил ей на рекламном буклете ироничную запись: «Спасибо! Я никогда так хорошо на видео не выглядел».
Разумеется, собрать таких супермоделей на съемочной площадке было непросто. У каждой был плотный и высокооплачиваемый рабочий график, поэтому почти каждую девушку приходилось снимать отдельно (на съёмочной площадке пересекутся лишь Евангелиста и Тарлингтон). После споров об оплате сошлись на стандартной «супермодельной» ставке — 15 тыс. долларов в сутки.
Дольше всех пришлось уламывать Евангелисту, которая уже прославилась фразой, что «Меньше, чем за десять тысяч я даже с постели не встану». Годы спустя она признается, что зря ломалась, ведь многие до сих пор помнят её, благодаря именно клипам Джорджа Майкла.
Конечно, модели снимались для музыкальных видео и до этого, но на «Freedom! '90» они чуть ли не впервые играли не объект желания или подругу певца, а самих себя (да ещё и «пели» при этом).
Кроме девушек, в клипе участвовали и пятеро моделей-мужчин.
Идея «модельного» клипа была настолько свежей, что Майкл не преминул воспользоваться ей ещё раз — в 1992 году, когда снимал клип на песню «Too Funky». На этот раз режиссура клипа была отдана в руки французского модельера Терри Мюглера, который обожал превращать показы мод в феерические шоу. Собственно, такой фееричный показ мы и видим на видео. Если на «Freedom! '90» стиль был более изящным и лаконичным, то на «Too Funky» он экстравагантный и вызывающий (лично мне в то время больше всего запомнилось платье с мотоциклетным рулём спереди).
Поначалу певец хотел снять в клипе уже знакомую суперпятёрку, но Мюглер заявил, что нужны свежие лица (из «старого отряда» в клип попала лишь Линда Евангелиста). Прочих моделей представляли чешка Ева Герцигова, длинноногая немка Надя Ауэрман, австралийка Эмма Бэлфо, француженки Эстель Холлидей и Эмма Виклунд (известная по комедии «Такси») и американки Шана Задрик, Тайра Бэнкс и Беверли Пил.
Также в клип попали две актрисы — кинозвезда 1960-х Джули Ньюмар (Женщина-кошка из старого сериала про «Бэтмена») и длинноносая испанка Росси Де Пальма. Затесался в кадр и трансвестит (куда уж без них). Джордж Майкл на этот раз в кадре появился, однако сыграл скромную роль оператора, снимающего модный показ.
Примечательно, что в «Too Funky» модели снимались уже абсолютно бесплатно, а доходы от видео пошли на борьбу с раком.
О «модельных» клипах Майкла не забыли и после 1992 года. Например, наш БЕЛЫЙ ОРЁЛ буквально скопировал видео «Freedom! '90» для своего шлягера «Потому что нельзя быть красивой такой» (1998) — только «роли» западных моделей играли наши парни и девушки.
А в сентябре 2016 года (за четыре месяца до смерти певца) журнал «Vogue» снял на «Freedom! '90» новый видеоряд, где под звуки той же песни вышагивало новое поколение супермоделей: Ирина Шейк, Анна Эверс, Джоан Смоллс, Тейлор Хилл и Адриана Лима.
Что еще почитать по теме?
Как был написан «Hound Dog» — рок-н-ролл про собаку? Памяти Элвиса Пресли
Как дотянуться до звезды, чтоб не упасть и не разбиться? Памяти Майкла Джексона…
Как рождаются песни? Три удивительные истории
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...