Но человек, который живет рядом, точно знает, что все не так просто. Термиты термитами, но то, что они выгрызли, это очень серьезный символ. Символ самого Великого Змея, Сотворителя Мира.
Человек, который живет рядом, найдет такое дерево-полую трубу, вытряхнет труху, разукрасит красками ствол, из пчелиного воска вылепит мундштук — и дело сделано. Очень важное дело…
Едва ли не самое древнее религиозное верование в мире — это культ Радужного Змея у австралийских аборигенов. Имен у него много, как много языков у различных племен аборигенов.
Змей — один из самых старых в мире. Инструмент, который его символизирует — тоже. У этого этнического инструмента тоже много имен — по языкам племен. Что интересно, у этих названий одного инструмента на первый взгляд вообще ничего общего меж собой, хотя лингвисты, конечно, найдут массу связей.
Еще одно из известных имен — йдаки, это на одном из местных языков йолнгу. Сейчас этим названием определяют инструмент, который расширяется книзу.
Впрочем, несколько лет назад и это слово исчезло, стало запретным, потому что в племени умер человек со схожим по звучанию именем.
На Западе принято название диджериду, точнее, именно на Западе, в Англии, это слово и придумано в прошлом веке. Кто, когда, зачем и каким образом придумал — до конца не понятно, но сейчас и сами аборигены могут так назвать свой главный инструмент.
У диджериду только один звук, одна нота, но она гудит, вибрирует, у этого звука множество обертонов. Играть на нем довольно сложно и-за техники непрерывного (циркулярного) дыхания. Зато даже официальная медицина утверждает, что игра на диджериду очень полезна для здоровья.
Знаменитый танец аборигенов корробори (общение со Временем Сновидений, истории о сотворении мира, причем все это — не прошлое, а вечно продолжающееся, только в другой реальности) без диджериду не обходится. Обряды инициации, погребения, любые ритуалы — невозможны без музыкального сопровождения диджериду в сопровождении стуков бумерангов.
До сих пор для меня неясно, есть ли табу для женщин в отношении игры на диджериду (возможно, здесь тоже есть свои вариации в разных племенах). Да и как я могу играть на инструменте, если даже не знаю, тотем какого племени на нем изображен? Но чаще всего изображен Радужный Змей.
Интерес современного человека (Человека-который-живет-не-рядом) к тому, что далеко, к экзотике, понятен и легко объясним. На диджериду уже тоже давно играют во всем мире, более того, придуманы на основе австралийского инструмента и другие. Особенно популярен диджерибон — смесь диджериду и тромбона. А вот зачем современному человеку первобытный вид транса?
Что касается транса, то это состояние человечеством вполне востребовано всю историю. И социумом — в религиозных практиках, например. Сама молитва. Или медитация.
Массовые экстремальные политические действа тоже без этого состояния не обходятся. Искусство — само собой. Музыка — одна из первых (а еще есть музыка вместе с танцем). Рок (да даже и попса) без этого вообще не могли бы существовать.
Психологи, как я понимаю, ничего плохого в состоянии транса не видят. Некоторые даже считают его полезным для преодоления стресса. Но на эту тему пусть лучше профессиональные психологи и спорят. А современный человек все равно будет искать возможность для кратковременного «убегания» от действительности.
Обыденность достала. Это ее имманентное свойство — обыденности — периодически доставать человека. А куда бежать? От себя не убежишь, как известно, а вот в себя можно.
Вот что-нибудь грянет — тогда и очнемся. Или дружно войдем в некое другое общее состояние транса.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...