Четырнадцати лет Жанна поступила в Национальную академию драматического искусства, свой первый приз за комедийную роль она получила в возрасте восемнадцати лет.
В том же 1874 году она дебютировала в Комеди Франсез в роли служанки Дорины («Тартюф» Мольера). В театре у нее не было оглушительного успеха, хотя она на это надеялась. Вслед за этой служанкой последовали другие служанки в пьесах Мольера.
Несмотря на признание публики, она хотела играть роли посерьезнее. Ее не устраивали газетные отзывы о ней как о «пухленькой, розовощекой и веселенькой».
![Фото Жанны Самари Фото Жанны Самари](https://www.shkolazhizni.ru/img/content/i159/159999_intext.jpg)
Следующим этапом в истории актрисы стало позирование художникам. Ей хотелось, чтобы ее рисовали похожей на Сару Бернар: показать, что она вполне может играть драматические или трагические роли. Ей хотелось получить больше славы.
Эта возможность вскоре представилась: в салоне жены известного издателя и коллекционера Жоржа Карпентьера ее увидел Огюст Ренуар (как говорят сплетники, большой любитель хорошеньких молодых женщин, особенно фигуристых блондинок).
![Огюст Ренуар, портрет актрисы Жанны Самари, 1878, 174х105 см, Эрмитаж, Петербург, Россия Огюст Ренуар, портрет актрисы Жанны Самари, 1878, 174х105 см, Эрмитаж, Петербург, Россия](https://www.shkolazhizni.ru/img/content/i159/159376_intext.jpg?1486176752048)
В 1876 году Ренуар изобразил ее в картине «Танцы в Мулен ла Галет», в том же году — в «Качелях». Общественность не восприняла картины, и они не принесли Жанне желаемой известности.
Как доносит людская молва, в 1877 году Жанна и Огюст стали любовниками. И поскольку Жанне не нравилось то, как ее писал Огюст, она захотела получить портрет в разодетом в пух и прах виде: длинное и модное платье с подходящими по случаю украшениями.
Критика и публика не оценили эту работу художника: «занимательный портрет» — и не более того.
![Огюст Ренуар, портрет актрисы Жанны Самари, 1877, 56х46 см, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва, Россия Огюст Ренуар, портрет актрисы Жанны Самари, 1877, 56х46 см, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва, Россия](https://www.shkolazhizni.ru/img/content/i159/159375_intext.jpg?1486176699391)
Они расстались в 1880 году. Надежды Жанны получить исключительный портрет не оправдались, несмотря на ее усилия. Ее портрет написал и Жюль Бастьен-Лепаж, но он не был очень популярным художником.
В 1880 году ее портрет написала Луиз Аббема (известная своим портретом Сары Бернар), но опять удача обошла Жанну Самари — его тоже не оценили.
В 1882 году Жанна выходит замуж. Отец жениха был категорически против женитьбы сына на актрисе, которая к тому же была любовницей художника. Отец пытался предотвратить этот поступок сына, ему это не удалось — и он не присутствовал на бракосочетании.
Жанна, видимо, была счастливой женой и матерью: она родила троих дочерей, одна умерла в детстве, а две других стали актрисами. Кроме того, в 1890 году она написала детскую книжку «Лакомства Шарлотты», которая была иллюстрирована замечательным карикатуристом и иллюстратором детских книг Хемфри Жаком де Бревилем. Книжка была очень популярной, но болезнь и смерть Жанны (от брюшного тифа) не позволили ей насладиться успехом.
![Луиз Аббема, портрет Жанны Самари, 1879, музей Карнавале, Париж, Франция Луиз Аббема, портрет Жанны Самари, 1879, музей Карнавале, Париж, Франция](https://www.shkolazhizni.ru/img/content/i159/159377_intext.jpg?1486176358088)
Неизвестно, как сама Жанна относилась к своим портретам, но (по некоторым сведениям) они висели у нее в покоях, там же они оставались после ее смерти. Доподлинно известно, что многие работы Ренуара, на которых она появляется в разных ракурсах, сегодня широко известны и в конце концов принесли ей ту бессмертную славу, о которой она мечтала при жизни.
Очень познавательно.
В одно время меня интересовало, кто такая Жанна Самари, её личность и судьба.
Замечательная статья, спасибо большое!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Наумова,
0 Ответить
Вслед за этой служанкой последовали другие служанки в пьесах Мольера.
Очень интересная фраза, где можно спокойно выкинуть или заменить два слова. Грандмастеру сие непростительно!
0 Ответить
Сергей Марфин, Простите меня, я больше не буду!
0 Ответить