Тут, говорят старики, жил колдун-чернокнижник; доныне
Целы все черные книги его; но закладены в стену.
Добрые люди, не верьте! — Тут прадеды ваши учились,
Как по морскому пути громоносные править громады.
Поэт М. Дмитриев.
А ведь тогда Сталину еще возражали — все крупнейшие академики архитектуры страны. Нельзя — ведь это не только историческая ценность, но и архитектурный шедевр! Сталин даже им ответил — нет, будем сносить, а советский народ построит еще более величественное.
Жуткое что-то! Багровая, красная,
Солнца закатным лучом освещённая,
В груду развалин живых превращённая,
Все ещё вижу её я вчерашнею —
Гордой красавицей, розовой башнею…
это уже В. Гиляровский, свидетель расправы над историческим памятником.
Итак, Сухаревой башни нет, ее можно увидеть только на старых фотографиях, да на картине А. Саврасова с одноименным названием.
Что делает наш астролог, магик, алхимик или, просто, колдун, как называет его народ? Окончит ли он свой календарь с пророчеством на сто лет? Мерзнет ли по-прежнему на Сухаревой башне, гоняясь за звездами? Жарится ли в своей кузнице, стряпая золото и снадобье вечной жизни? При свидании доброму, ученому чудаку мой низкий поклон. Я много люблю и уважаю его: он знает меня лучше других — не он ли пророчил мне высокую будущность.
Лажечников. «Колдун на Сухаревой башне».
Как Яков Брюс все успевал — тоже одна из загадок, реальных загадок. Он ведь действительно почти все время находился в военных походах. Он командовал всей российской артиллерией, которую одновременно и создавал, и реформировал. Уже в генеральских чинах участвовал во всех военных советах. Был причастен к выбору места новой столицы (а его брат Роман стал первым обер-комендантом Санкт-Петербурга), выполнял за границей дипломатические функции, а также занимался тем, что сейчас называется хэдхантингом, то есть искал по Европе специалистов в разных областях и приглашал на службу. И он же заведовал всем книгопечатанием в России, а также Мануфактур-коллегией (то есть всеми производствами). Он успевал опекать вместе с женой царевича Алексея (и даже на смертном приговоре тому Брюс отказался поставить свою подпись).
А еще Брюс успевал посещать тайны собрания «Общества Нептуна» в Сухаревой башне. Чем же занимался Яков Вилимович Брюс с точки зрения наблюдательных жителей Москвы? Он, само собой, хранил там свою Черную Книгу, а впоследствии замуровал ее в стену башни. По этой книге он творил волшебства. Брюс летал по воздуху на орле и мог сосчитать все звезды. У него был перстень самого Соломона, и он мог договариваться с Дьяволом.
Прислуживала ему «невсамделишная» девушка, бестелесная, созданная из цветов, но все умела делать и при этом молчала.
Странным образом подобные легенды перекочевали и месту последнего пристанища Брюса — усадьбу Глинки. И летом пруд он превращал в ледовый каток на глазах изумленных гостей, и огнедышащий дракон к нему прилетал, и живой и мертвой водой он тоже пользовался — себя приказывал расчленить, а затем окропить положенным — и встать живым. Последний раз — неудачно.
А тут еще календарь. Брюсу приписывают создание «брюсова календаря». Это не совсем верно, но закрепилось. Там все и про земледельческие работы, и про Луну, и предсказания судьбы на год. Довольно знакомый формат.
А ведь при разборе бережно собранной Яковом Брюсом библиотеки уже после его смерти, выяснилось, что это были все научные труды на многих языках. Много раз читанные книги с пометками Брюса. Оккультных книг оказалось всего несколько. И нужно помнить, что алхимия, как и астрология, в те времена еще представлялись вполне науками (если уж и сейчас…).
Талантливый человек, человек невероятной продуктивности, ответственности и — по суждениям того века, который изобиловал мздоимцами — честный. Известно, что когда Петр предложил ему стать тайным советником, потомок шотландской королевской ветви отказался, ибо был иноверец, а это могло бы впоследствии как-то повредить.
Похоронив Петра (он был главным распорядителем на похоронах), Яков Вилимович Брюс с почетом и орденами ушел в отставку, прожив еще 10 лет. Жил он в одиночестве, жена скончалась, дети умерли еще в младенчестве. Он продолжал заниматься науками, но, видимо, чье-то одиночество тоже располагает к тому, что появляются самые фантастические легенды.
Фамилия перешла к его внучатому племяннику — сыну брата, тоже Якову Брюсу, тоже известному военачальнику. О нем могла бы быть отдельная история. Важно, что и от следующего Якова Брюса потомство было не по прямой. Потомки оставались, но знаменитая фамилия из России ушла.
Брюсов как фамилии в России не осталось. Правда, в 19 веке появился замечательный поэт Валерий Брюсов. Он — не родственник. Он изначально крестьянского рода крепостных из одной из деревень, принадлежащих Брюсам.
А в наше замечательное время Яков Брюс «поселился» во многих современных российских фантастических романах — как герой, как чародей. И все-таки чародей. Впрочем, это тоже… очень и по-русски, и по-шотландски.
Что еще почитать по теме?
Как Владимир Гиляровский стал для москвичей дядей Гиляем?
Коренные жители Москвы — кто они?
Москва. Как возник Измайловский остров?
А при чём здесь лицемерие? Рассказ воспринимается скорее больше об обычной элементарной невоспитанности главных действующих лиц.