Славянские народы накапливали наблюдения за погодой и формулировали верные приметы задолго до знакомства с христианством. Православие, стремительно ворвавшееся в жизнь предков, постепенно превратилось в мощный стержень, к которому приспособился, вокруг которого выстроился привычный жизненный уклад.
Дата 4 марта наверняка и раньше выделялась каким-либо способом в народном календаре. Но сегодня этот день связан с поминовением святых Филимона, Архипа и Апфии.
Филимон и Архип — связанные кровными узами апостолы от семидесяти. На современный лад их, пожалуй, можно назвать апостолами второй волны в отличие от двенадцати святых апостолов — ближайших учеников Христа.
Апфия — жена Филимона. Все трое посвятили свою жизнь активному служению Христу, все приняли мученическую смерть от камней язычников в Колоссах, отказавшись участвовать в эллинском празднике.
Церковь поминает этих православных святых 4 марта. Ласковое именование «Филя вешний» — народный вариант, совмещающий воедино церковное событие и важный в народном календаре весенний день. Связанные с ним народные приметы подсказывали, скорым ли будет приход весны, какой ожидать сенокос и урожай.
Считалось, что обильные снежные заносы в этот день сулят затяжную весну и поздние травы. Длинные снежные волны-задулины на поверхности наста предрекали хороший урожай яровых и овощей.
Случайная встреча в лесу с белым зайцем означала, что снег не последний, непременно выпадет ещё хоть разок, прежде чем сойдет с полей окончательно. Залетная чайка несла на своих крыльях известие о приближающемся ледоходе.
Оценивая метеорологические прогнозы, мы упоминаем «небесную канцелярию». Небо и для предков служило надёжным источником информации.
Сизые облака волнами предвещали тёплые дни, белые — ветер. За багровой зарёй могла последовать внезапная метель. Ясная луна и блестящие мерцающие звёзды обещали холода, редкие — вьюгу и пургу.
Впрочем, наблюдать на Филю вешнего за ночным небом было опасно. Падающая звезда, заметь её кто-либо, грозила наблюдателю близкой смертью ещё до очередной зимы. В лучшем случае — страданиями и несчастьями на протяжении целого года.
Приметы — это события, которые происходят сами по себе, от людей они не зависят. Однако наши предки предпочитали «не ждать милостей от природы».
На ближайшее угорье — Красную горку — днём выходили девушки в праздничных нарядах и заклинали солнце не застаиваться, побыстрее катиться к лету, привлекая перелетных птиц и вешние дожди.
Туда же на ночь выносили снопы зерновых, а утром внимательно осматривали. Считалось, какой сноп соберет инея больше других, та культура и уродит лучше.
Традиционно Филю вешнего отмечали добрыми делами и постным угощением. Как описал это
Пылали печи цветом меди:
Ведь этот день стоял на том,
Что чем обильней в доме снеди,
То тем богаче будет дом.
Хозяйки пекли хлеб. Пышные караваи посвящали солнцу, делили на всех, одаривая домашних, соседей, вдов, сирот, нищих и всех, кто зайдет в дом или хотя бы пройдет рядом. Хлебные крошки скармливали птицам, почитая за то, что они «за хлебной нивой не меньше крестьянина ходят».
Птиц кормили, бросая хлеб назад, через спину. Верили, «кинешь хлеб-соль назад — окажется он спереди». Богатый урожай вернёт хлеб в дом сторицей.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...