Карл Хаусхоффер — отец германской геополитики и любитель восточной мистики, хороший знакомый Гурджиева. При этом его сыновья были арестованы после покушения на Гитлера, один попал в концлагерь, второй был расстрелян.
Еще несколько немецких учеников Гурджиева прямо засветились в заговоре против Гитлера. Чего стоят контакты Гурджиева с немецким комендантом Парижа, который считал себя его учеником!
Карл-Генрих фон Штюльпнагель после Восточного фронта командовал немецкими войсками во Франции, где в день покушения на Гитлера умудрился совершить самый бескровный в истории военный переворот, арестовав полторы тысячи офицеров СС и Гестапо без единого выстрела. А родная племянница фон Штюльпнагеля всю войну работала на советскую разведку через своего возлюбленного, русского эмигранта Василия Павловича Максимовича.
Генерала вызвали в Берлин, обвинили в государственной измене и повесили. Максимовича тоже позже казнили.
А вот Гурджиев так всю войну и прожил в Париже, не испытывая никаких затруднений (а его брат продолжал воздвигать монументальные памятники в СССР).
Свое поместье-коммуну во французском Фонтебло Гурджиев к тому времени уже продал. Но фактических учеников осталось много. И это несмотря на то, что бывшие жители этого поместья — последователи учения Гурджиева — проводили там жизнь в аскезе и тяжелом физическом труде. Бесконечной чередой к Гурджиеву тянулись люди из Англии и США, особенно это касалось представителей творческих профессий. Там же, в поместье Гурджиева, умерла от туберкулеза знаменитая английская писательница Кэтрин Мэнсфилд.
Многие из учеников Гурджиева следовали за своим учителем всю жизнь — таким был английский математик и писатель Джон Беннетт (автор книги «Драматическая вселенная»). Верной последовательницей Георгия Гурджиева была Памела Трэверс — автор знаменитой детской книги о Мэри Поппинс.
Всех учеников-знаменитостей не перечислить. А ведь еще были (и есть!) ученики учеников. «Гурджиевские общества» существуют во многих странах мира и по сей день.
По одной из книг Георгия Ивановича английским режиссером Питером Бруком поставлен художественный фильм «Встречи с замечательными людьми».
В России книги Гурджиева были также изданы. Полностью записано музыкальное наследие. Недавно снят очень интересный фильм «Гитлер, Сталин и Гурджиев» (РТР, 2007 г.).
Личность Гурджиева еще долго будет будоражить умы — и не только историков. Был ли он политиком? Нет, но, похоже, волей-неволей вовлечен в так называемую Большую Игру. Был ли он агентом российских, а затем советских спецслужб — вопрос, на который ответа нет. Владел ли он гипнозом или иными способами воздействия на людей — ответа тоже нет. Был ли он мистификатором? Разве что отчасти, когда в своих книгах прятал имена своих властных друзей под псевдонимами. Был ли он идеалистом? Безусловно.
Его философские идеи, которые, в сущности, плохого не несут, вряд ли найдут воплощение в современном мире: религии объединяться не спешат, скорее, наоборот. Увы, совсем наоборот.
Хотя интерес к ранним формам христианства (восточного) существует, сохраняется интерес и к другим восточным религиям. С другой стороны, идут более чем серьезные новые религиозные войны, конца которым не видно.
Главный вывод, который я не первый раз для себя делаю: всегда, когда в мире вспыхивает интерес к оккультизму, — это неспроста, жди беды. Надеюсь все же, что нынешний подобный интерес обойдется без последствий. Люди поиграются и перейдут к другим, более неотложным делам.
Что же касается музыки Гурджиева (и танцев) — забавно, любопытно. Что касается пользы для здоровья — так если без фанатизма, то любое движение под музыку не вредно. Но не более. Да и мозги надолго отключать не следует.
Восток — все-таки дело тонкое. Иногда слишком. Берегите себя.
Но приятно все же сознавать, сколь много людей, рожденных на просторах Российской империи, задавало миру неразрешимые загадки.
Что еще почитать по теме?
Откуда прилетела Мэри Поппинс? Памяти Памелы Линдон Трэверс
Кто хотел объединить коммунизм с буддизмом? Николай Рерих
Что искала Аненербе в Несвиже?
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...