Алексей Норкин Грандмастер

Как погибла С-80?

День памяти погибших подводников отмечают 7 апреля. Главком ВМФ учредил его, воздавая почести экипажу атомной подводной лодки «Комсомолец». В этот день ровно в 17 часов 08 минут приспускают Андреевский флаг все военные корабли. Моряки поминают героев, которым не суждено вернуться на берег.

7 апреля - День памяти погибших подводников Фото: Источник

Первую подводную лодку «Дельфин» вместе с большей частью экипажа Россия потеряла в 1904 году. В годы Первой мировой и гражданской войны погибли 29 лодок, во Вторую мировую — 101.

Подводник — одна из самых опасных профессий военного флота. Служба этих людей изобилует опасными экстремальными ситуациями как в мирное, так и в военное время.

Для советских подводников мирное время закончилось в августе 1958 г. с началом холодной войны в океане. Как рассказал в книге «Повседневная жизнь российских подводников» Н. А. Черкашин, за годы этой необъявленной войны погибли 11 советских подводных кораблей, 5 атомных и 6 дизельных. Одна из потерь — дизель-электрическая подводная лодка С-80.

Вооруженная торпедами и крылатыми ракетами лодка с 68 членами экипажа вышла из Полярного в короткий плановый поход 25 января 1961 года. Около 23 часов 26 января командир корабля капитан 3 ранга Анатолий Ситарчик доложил о выполнении учебной задачи и получил распоряжение возвращаться на базу. Спустя 2 часа связь с С-80 прервалась, лодка пропала.

Подводная лодка проекта 644, однотипная С-80
Подводная лодка проекта 644, однотипная С-80
Фото: ru.wikipedia.org

Её тщательно разыскивали. Корабли поисковой экспедиции утюжили район предполагаемой катастрофы, но кроме аварийного буя с тактическим номером С-80 на «шильдике» из нержавеющей стали ничего не нашли.

На борту субмарины находились новейшие для того времени крылатые ракеты. Куда они пропали? Целых семь лет никто не знал, что произошло с кораблём и его вооружением. Была даже версия, что экипаж увёл секретную подводную лодку в одну из стран НАТО. Измена?

Официально весь экипаж С-80 объявили пропавшими без вести. Как следствие — вдовы и дети подводников не получали никаких пособий до тех пор, пока в июне 1968 года на затонувшую подводную лодку не наткнулось спасательное судно.

Она лежала на глубине 200 метров чуть в стороне от района поисков. Всего полторы мили севернее, и лодку нашли бы в 1961-м. Возможно, это немного облегчило бы положение семей моряков, не родилась бы в чьей-то подозрительной голове шокирующая версия об измене, но спасти экипаж всё равно было невозможно.

Флот не располагал необходимой техникой. Главкому ВМФ СССР удалось «выбить деньги» на постройку специального судна для подъёма подводных лодок лишь «под катастрофу» С-80. Своей гибелью подводники «оправдали» затраты на спасатель «Карпаты», который через 7 лет после катастрофы поднял на поверхность затонувший ракетоносец с телами погибших.

Заполненную забортной водой лодку с задраенными люками доставили в бухту и установили на понтоны. Спасатели экспедиции особого назначения (ЭОН) провели сложнейшую техническую операцию ради того, чтобы установить причины гибели корабля.

Но члены государственной комиссии, опасаясь самопроизвольного взрыва торпед от перепада давления, не спешили осушать и вскрывать субмарину. Её собирались взорвать, что не оставило бы ни малейшей возможности выяснить, почему затонула подлодка.

Морякам ЭОН пришлось, по сути, нарушить запрет, чтобы ночью в водолазном снаряжении пробраться в затопленный отсек и обезопасить торпеды от взрыва.

После того как лодку осушили, открылась ужасная картина. В двух отсеках люди погибли практически мгновенно от гидравлического удара, сминавшего стальные переборки в палец толщиной словно бумагу. Но в трёх остались воздушные подушки, где содержание кислорода составляло лишь несколько процентов. Подводники в них медленно умирали от удушья.

Некоторые, не выдержав пытки, убили себя сами. В аккумуляторной яме мичман перемкнул руками электрические шины. Ещё один матрос, лёжа в койке, руками затянул на шее петлю.

Госкомиссия сделала вывод, что к гибели лодки привела цепь трагических совпадений. Среди них и штормовая погода, и обледеневший клапан, и ошибки экипажа. Свидетели событий тех лет называют среди причин попытку увернуться от столкновения с неизвестным судном и опасное маневрирование, сборный экипаж и пресловутое стремление выполнить план любой ценой.

Некоторые даже полагают, будто причина катастрофы в том, что командир С-80 изменил собственным традициям. Он всегда выходил в море, надев лётный шлем и перчатки погибшего на войне отца, но в этот раз почему-то оставил талисманы дома. В море легко стать суеверным…

Памятник экипажу С-80
Памятник экипажу С-80
Фото: Источник

Что еще почитать по теме?

Как погиб ракетный подводный крейсер К-219? Часть 1
Маринеско — герой, преступник, легенда? Часть 1
Есть желание побывать на борту подводной лодки? Едем в Вытегру!

Обновлено 6.04.2017
Статья размещена на сайте 2.04.2017

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 7 апреля 2017 в 10:56 отредактирован 7 апреля 2017 в 11:04

    Что касается подвигов, героизма и разного рода аварий и катастроф, "благодаря" которым нужны герои и и подвижники, Россия, а раньше СССР, - страна разгильдяев, очковтирательства и закрытой на десятилетия правды.
    Вспоминаю в этой связи "Курск", о гибели которого мы не знали, и не знаем, всей правды (в мирное время, напомню, был "подвиг" с десятками погибших).

    Как в имперском духе воспитанных японцев 15 -20 вв., схоже и в России-матушке, нужно было умереть, то за царя, то за державу, то за Сталина. И самое гнусное, что за многими смертями стоит не "вынужденная, непреодолимая необходимость", а халатность, презрение к своей и чужим жизням, ложь.
    В отличие от Европ и Америк, где, как например, и в израильской армии - "солдат, ты должен сделать в твоих силах, чтобы остаться в живых", у нас все наоборот: мы до сих пор презираем тех, кто не готов рисковать, даже по самому безрассудному поводу. (Да, а чего держаться за такую тяжелую жизнь - порой лучше сдохнуть и обеспечить свои семьи медалькой, грамотой, квартирой).

    Эти героизм и мученичество, часто высосанные из пальца, ради поднятия духа и воспитания новых жертвенных агнцов, нужны элите страны, нужны обывателям. Чтобы первые могли вести войны и скрывать трагические ошибки, вторые спать спокойно, когда рядом с ними начинается новый Афган. Чтобы уже завтра, в очередной раз, "прозреть": как, это было не героизмом, а политической авантюрой?

    "Госкомиссия сделала вывод, что к гибели лодки привела цепь трагических совпадений"...
    Когда-то у нас в части расследовали трагическую и глупую гибель одного рядового и ранение другого. Приезжали из "центра" следователи, вели расследование... между делом выпивая и закусывая.
    Чтобы через неделю заключить: трагическое стечение обстоятельств, дело закрыть за отсутствием состава преступления.

    А я ехал в соседней машине и видел, как были нарушены правила перевозки людей, как произошла авария, как потом подделывали бумаги, чтобы не было "состава преступления".

    Никто не виноват. Никто не забыт. Слава героям.

    И еще: если вы сравните статистику таких катастроф в США и Европе (например, в Норвегии), вы увидите, что наши данные в открытом доступе (читайте, уже приукрашенные) в разы выше.
    Люди - ничто, техника - все.

  • Страшной смертью погибли подводники!

    Оценка статьи: 5