Игорь Вадимов Грандмастер

Кто такой Гюстав Эйфель? История XIX века в мостах, башнях и статуях

Кто такой Гюстав Эйфель? Конечно же, создатель Эйфелевой башни, знаменитого туристического аттракциона, символа Парижа. А что он сделал еще? Спроектировал множество мостов, вокзалов, павильонов, в том числе и для Всемирной выставки…

Эйфелева башня Фото: Depositphotos

Кроме того — силовой каркас знаменитой Статуи Свободы в Нью-Йорке. А еще был осужден за участие в крупнейшей афере XIX века.

15 декабря 1832 года в Дижоне в семье немецких эмигрантов родился Александр Гюстав Эйфель. У его родителей был бизнес по заготовке и продаже древесного угля. Бизнес занимал все их время, потому ребенка воспитывали мамины родители.

Юный Гюстав учился сначала в Королевском лицее в Дижоне, потом в Париже. В 1855 году он с отличием заканчивает Центральную школу искусств и мануфактур, специализируясь по химии, и получает диплом инженера.

В 1858-м, через три года после выпуска, он руководит постройкой одного из первых металлических мостов — в г. Бордо. Потом многие годы он проектирует здания и мосты с использованием новейших на то время технологий строительства.

Гюстав Эйфель
Фото: ru.wikipedia.org

В середине XIX века строили в основном из камня. Железо уже начало стремительно дешеветь, но еще не было привычки использовать железные силовые элементы в строительных конструкциях. Эйфель первым стал широко использовать железные конструкции в строительстве. Спроектированные им мосты казались воздушными, но были очень прочными, многие из них стоят до сих пор.

Он строил мосты в Португалии и в Молдавии, в Испании и во Франции, в Чили и в Грузии (тогда Романовы специально попросили знаменитого Эйфеля почтить своим участием строительство в Грузии и спроектировать мост на железной дороге Батуми-Бакуриани). Как конструктор мостов и крупных строений, он получил всемирное признание. Проектировал железнодорожные вокзалы, школы, церкви, казино. Особенностью творений Эйфеля была решетчатая железная силовая конструкция, объединявшая прочность и внешне воздушную легкость сооружений.

Виадук Гаррами
Виадук Гаррами
Фото: ru.wikipedia.org

Его виадук Гаррами (мост через реку Тюйер) — шедевр архитектуры XIX века. Глубина ущелья, по которому текла река, составляла 165 метров. Другие проекты виадука, участвовавшие в конкурсе, были на огромных каменных опорах, а Эйфель предложил воздушную арку из железа, нависшую над пропастью. Сооружали ее на берегу, а переместили через пропасть, поставив на место при помощи одного стального троса, натянутого над пропастью. Мост был прост, дешев и поразительно красив.

Эра мостов на массивных каменных быках заканчивалась, наступала эра мостов из металлоконструкций. И Эйфель в ней был одним из первых.

В 1886 году он сделал для США статую Свободы. Идея статуи принадлежала Эдуарду Рене Лефевру, а создал скульптору художник Бартольди. Реализовал же проект скульптуры, спроектировал ее силовой железный каркас именно Гюстав Эйфель!

Статуя Свободы
Статуя Свободы
Фото: Depositphotos

В 1887 году к очередной Всемирной выставке во Франции (1889 год) Эйфель попытался сделать немыслимое, установив в Париже в честь выставки огромную башню.

Париж был в ужасе. Город почти взбунтовался против наглой попытки унизить культурную Францию такой непотребной железной штукой. Коллективное письмо творческой интеллигенции Парижа, среди которых были Александр Дюма-сын, Ги де Мопассан и Шарль Гуно, требовали запретить это жуткое непотребство, не ставить в центре Парижа страшный клепаный железный котел. Им казалось, что постройка будет так выглядеть.

Башню все равно построили. И теперь она — гордость Парижа, его символ!

Лишь однажды в своей жизни Эйфель сильно промахнулся: вошел в правление постройки Панамского канала. Возглавлял строительство тот самый знаменитый Фердинанд Лессепс, который незадолго до этого успешно руководил постройкой Суэцкого канала.

Фердинанд де Лессепс
Фердинанд де Лессепс
Фото: ru.wikipedia.org

Начало постройки было таким же, как и строительство предыдущего канала. Было создано акционерное общество, около 800.000 человек купили акции, на эти деньги пошла стройка. Потом потребовалось больше денег. Потом деньги понадобились еще и еще…

Через 10 лет после начала строительства Панамского канала выяснилось, что денег больше нет, при этом выкопано меньше трети всего канала и погибло от малярии и желтой лихорадки свыше 20.000 строителей. Произошло банкротство компании, 800.000 человек лишились своих сбережений.

Идея строительства была опозорена, с тех пор каждую очень большую аферу называют «панамой».

Руководство компании судили и признали виновными в растрате, в том числе и Эйфеля. Газеты печатали издевательские карикатуры, где среди прочих казнокрадов было легко опознать Эйфеля — к его спине карикатуристы привязывали модель его башни. Эйфеля признали виновным, но приговорили к условному сроку.

Далее в его жизни снова была работа. Мосты, здания… Эйфель даже участвовал в конкурсе на постройку Троицкого моста в Петербурге (в СССР его называли Кировским), но не выиграл. Хотя конструкции моста делали по его рецептам — идеи Эйфеля уже овладели архитекторами и строителями.

Умер великий архитектор и строитель в 1923 году на 91 году жизни, но не от старости, а от пневмонии, которую тогда не лечили. Завидная, долгая и очень творческая жизнь. Можно быть уверенным, его не забудут, пока существует Париж и его символ — Эйфелева башня.

Габриэль Герен, «Гюстав Эйфель», 1900 г.
Габриэль Герен, «Гюстав Эйфель», 1900 г.
Фото: Источник

Что еще почитать по теме?

Как строили Панамский канал и что такое «панамакс»?
Кто создал статую Свободы?
Загадка Эйфелевой башни: что скрывает изюминка Франции?

Статья размещена на сайте 7.04.2017

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Эйфелева башня вдохновляет тех, кто хотя бы немного постиг сопромат. Красота необычайная. И просто глазом видишь, как разводятся по этим изящным железкам напряжения

    Оценка статьи: 5

  • Такие темы стали редкими на ШЖ. Статья впечатлила. Недавно сын мне купил "на помойке" всего за 20 баксов гоночный велик Пежо, сами понимаете, французкий. У него был поломан кронштейн девайса переключения звёздочек. Я его восстановил, но для верности поставил от другого и был в восторге от лёгкости и изящества "француза". Даже хотелось написать статью-оду этому изделию.
    Кста.., недавно прочитал, что во Франции почти весь автопарк отечественного производства: завидная патриотичность.