• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Михаил Груздев Грандмастер

Что нам известно о ниндзя и ниндзюцу?

Часть 3. Оружие и снаряжение

«Холодной ночью
Мне одолжит лохмотья пусть
Пугало в поле».

Басё (XII в.)
Костюм ниндзя Куро сёдзоку и варадзи (сандалии) Фото: Jeremy Hall. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 2.0

Ни одна профессиональная деятельность в мире невозможна без специфического инструментария, который позволяет наиболее эффективно добиваться результатов этой самой профессиональной деятельности. Профессия ниндзя — не исключение.

Кроме стандартного оружия, которым каждый ниндзя владел в совершенстве, представители этой профессии за её долгую историю достигли высочайшего искусства в применении очень и очень специфических средств.

Горбылев А. М. «Когти невидимок. Подлинное оружие и снаряжение ниндзя»:

…действительно, конструкторы ниндзя во многом опередили свою эпоху. Среди их разработок есть ракетные установки и системы залпового огня, противопехотные мины и светозвуковые гранаты, отравляющие газы и зажигательные вещества типа напалма, дельтапланы и парашюты, складные лодки и шагомеры, подслушивающие устройства и бесшумные пневматические ружья, многофункциональные маскировочные костюмы, энергоемкие пищевые концентраты, а также многое другое.

Кстати, применение зажигательных смесей, взрывчатки и огнестрельного оружия — искусство ка дзюцу, которому в «Бансэнсюкай» посвящен отдельный том.

Музей ниндзя в Ига-Уэно. Внутренний двор
Музей ниндзя в Ига-Уэно. Внутренний двор
Фото: z tanuki. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 3.0

Чёрный цвет одежды ниндзя не просто маскировка, как полагают многие. Дело в том, что самым сильным оружием предшественников ниндзя — ямабуси — были… проклятия. Однако, посылая проклятие другим, человек знал, что проклятие вернётся или к нему, или к его родственникам или потомкам.

Так вот, чтобы произносимые им проклятия не задели его родственников или потомков, отшельник совершал ритуал преображения в гёдзя — злого демона. При этом его одежда, волосы, тело и даже зубы покрывались чёрной краской. Потом, после серии магических ритуалов, изготавливалась кукла из глины, нарекалась именем человека, которого надо было «убрать», и сжигалась до полного растрескивания в огне ядовитых растений. Человек-жертва обычно не умирал, но тяжело заболевал, либо сходил с ума, и никакие целители не могли его спасти. Со временем этот обычай был забыт, но всё, что прошло проверку практикой, осталось.

Одежда ниндзя состояла из широких штанов и широкого прочного балахона со множеством удобных карманов, шапочки-маски, которая не только скрывала лицо, но и защищала от холода и жары, препятствовала попаданию пота в глаза во время передвижения или рукопашной схватки. Обувь была из мягкой тонкой кожи, что позволяло передвигаться практически бесшумно…

Для эффективного выполнения заданий ниндзя использовали различные специальные инструменты (нинки, нингу): приспособления для подъема на стены, разнообразные плавсредства, воровской инструмент.

Асико, кошки для подъёма по стене
Асико, кошки для подъёма по стене
Фото: Samuraiantiqueworld. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 3.0

Чтобы оторваться от погони, воин выбрасывал на пол при преследовании множество круглых камешков и длинных колючек с ядом, которые он всегда носил с собой…

Особо отметим оружие воина тени — множество метательных звёздочек — сюрикенов, боевой серп на прочной веревке или цепи и, конечно же, меч.

Кусаригама, боевой серп
Кусаригама, боевой серп
Фото: Samuraiantiqueworld. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 3.0

Синоби-гатана — меч ниндзя, будучи вложенным в ножны, внешне ничем не отличался от стандартной катаны. Но только внешне! Лезвие его было примерно на четверть короче стандартной катаны, однако толщина клинка была примерно вдвое больше и намного прочнее самурайского меча. Толстая стальная полоса давала возможность действовать ей как рычагом при взломе различных дверей. Более короткий меч был удобнее в тесных помещениях и замковых переходах, а квадратная гарда могла использоваться как ступенька.

А в свободной нише ножен имелась полость для яда, ослепляющего порошка или взрывчатки. Причём этот «контейнер» был съёмным и крепился к полым ножнам. Без этой части пустые ножны легко превращались в духовое ружьё или трубку для дыхания под водой. Шнур, на котором носили меч, имел длину иногда до 4 метров и использовался как верёвка.

И ещё одно замечание. Ниндзя никогда не пользовались прямыми мечами с огромными квадратными гардами! Не похожий на другие меч выдал бы шпиона с головой! Это всё выдумки голливудских кинематографистов.

Сикомидзуэ, меч-трость
Сикомидзуэ, меч-трость
Фото: Samuraiantiqueworld. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 3.0

P. S. Конечно, в этих трёх коротких статьях невозможно рассказать всё, что я бы хотел. Поверьте, история ниндзюцу — занимательнейшая вещь! И если я пробудил в вас интерес к этому феномену японской культуры, в Интернете вы можете найти массу информации на эту тему.

Статья опубликована в выпуске 20.09.2007
Обновлено 4.12.2024

Комментарии (23):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • а интересно, главные труды об искусстве ниндзя, созданные самими японцами, издавались на русском?

  • Очень атмосферно как впрочем, и обе предыдущие части.
    Спасибо за статью!

    Оценка статьи: 5

  • не хватает изображений сюрикенов, чак и тд.. они б не помешали

    Оценка статьи: 5

    • Ответ Владимиру Кузнецову.

      "не хватает изображений сюрикенов, чак и тд.. они б не помешали"

      Да...
      Только сюриаены видели все, а вот универсальные кинжалы или боевой серп (кстати, сильно отличающийся от традиционного самурайского), меч ниндзя представлял многофункциональный инструмент, (кстати правильной картинки так и не нашёл). Книги, что у меня есть - это очень старые книги с пожелтевшими страницами, к сожалению отсканированные картинки очень плохого качества.

      Кстати, то, что не уместилось в этой статье Вы можете прочесть
      в статье

      "Что нам известно о ниндзя и ниндзюцу? Часть четвёртая. Организация диверсионной деятельности."

      С уважением, Груздев Михаил.

      PS Кстати, ниндзя не пользовались нунчаками. Это - оружие мастеров искусства окинава - тэ, от которого пошло современное каратэ.

      • Боевой серп (кама) у ниндзя обычно был на длинной цепи - кусари-кама. Самураи такое оружие не использовали, да и вообще - разве они пользовались серпом? В "самурайский набор" входил даже стальной боевой веер, но серп?.. Хм...

        Нунчаки, равно как и тонфа и сай - это все крестьянские орудия труда, а вовсе не оружие. Просто когда самураи оккупировали Окинаву, они зхапретили крестьянам носить оружие, так и родилось кара-тэ, искусство боя "пустой рукой", или теми вещами, что легко найти и которые оружием не считались...

        А изображений и вправду не хватает, хотя в интернете их полно...

        • Ответ Павлу Ивашкину

          "Боевой серп (кама) у ниндзя обычно был на длинной цепи - кусари-кама. Самураи такое оружие не использовали, да и вообще - разве они пользовались серпом? В "самурайский набор" входил даже стальной боевой веер, но серп?.. Хм..."
          Павел, а кто Вам сказал, что самураи не использовали боевой серп на цепи? Как вы , например из пешего положения сможете противостоять конному воину?, вот тут и приходит на помощь боевой серп. Боевые приёмы с этим оружием вжодили программу обучения многих рю (школ боевых искусств).

          Груздев Михаил

          • Насколько мне известно, для борьбы с всадниками чаще использовались нагината, со и яри. Что касается кама, то это тоже одно из оружий пришедших из сельского хозяйства (как и сай, тонфа, нунтяку) - вначале это был обычный крестьянский серп. Самураи, в отличие от ниндзя, таким оружием обычно не пользовались - именно из-за их "неблагородного" происхождения. Хотя в программу обучения многих школ кама-дзюцу действительно входит.

            • Ответ Павлу Ивашкину

              "Самураи, в отличие от ниндзя, таким оружием обычно не пользовались - именно из-за их "неблагородного" происхождения. Хотя в программу обучения многих школ кама-дзюцу действительно входит."

              Павел, Вы сами ответили на свой вопрос.
              Если воин обучен владеть каким либо оружием, глупо им не пользоваться.

              Груздев Михаил.

              • Михаил, а вы вообще видели список всего оружия, которое было в средневековой Японии? Там десятки классов и сотни наименований. Вы полагаете, каждый самурай возил за собой вагон со всем этим оружием, чтоб выбирать нужное в определенной ситуации? Отнюдь. Копье или нагината, меч, лук - вот это использовали 90% всех воинов. Что касается боевых серпов - такой эксклюзив отнюдь не для рядового самурая. Ниндзя - возможно. Но строевой самурай? Навряд ли.

                Кстати, давайте уже или останемся при своем мнении, или - пришлите ссылки, подтверждающие вашу теорию. Хотя бы изображение средневековой гравюры самурая с серпом. Гравюры с боевым веером я видел. С мечом и нагинатой - тоже.
                Вот моя ссылка, упоминаний о кама, как об оружии нет вовсе. А вот ссылка из Википедии, там прямо сказано, что кама - окинавское оружие. Упоминаний о том, что им пользовались самураи - нет. Да и быть не может.

                Успехов!

                • Ответ Павлу Ивашкину

                  "Кстати, давайте уже или останемся при своем мнении, или - пришлите ссылки, подтверждающие вашу теорию. Хотя бы изображение средневековой гравюры самурая с серпом. Гравюры с боевым веером я видел. С мечом и нагинатой - тоже.
                  Вот моя ссылка, упоминаний о кама, как об оружии нет вовсе. А вот ссылка из Википедии, там прямо сказано, что кама - окинавское оружие. Упоминаний о том, что им пользовались самураи - нет. Да и быть не может."

                  Обращайтесь к первоисточникам.
                  Википедию пишут такие же современные люди, как я и Вы.

                  С уважением, Груздев Михаил.

                  • Михаил, так я и прошу проиллюстрировать Ваше мнение - первоисточником. Потому как Википедия - хоть что-то (пишут-то ее все ж таки на основе первоисточников), а рассуждения о логике образовательного процесса - просто рассуждения...

                    Будут с Вашей стороны ссылки на первоисточники? Если нет - тему можно смело закрывать.

                    Успехов!

                    • Ответ Павлу Ивашкину

                      В Японии, откуда и происходит львиная доля «импровизированного» оружия, таким обстоятельством стала «охота за мечами» — «катанагари». По окончании затяжного периода гражданских войн японские правители решили разоружить население и запретили крестьянам хранить оружие.

                      Необычен был не запрет. Подобные законы имелись почти везде. Необычными были сами крестьяне. В это самое время в Японии множество самураев — бойцов проигравших в войне кланов — было «разжаловано» в крепостные. Именно за их мечами и развернули охоту сегуны.

                      В результате, оружие у воинов отобрали. Вместо мечей вручили серпы, вилы, молотила-нунчаки и рыхлители грунта — саи. Чем это закончилось, догадаться нетрудно.


                      Иногда кама снабжалась коротким копейным древком и удерживалась двумя руками. Но чаще общая длина боевого серпа составляла всего около 75 сантиметров, из которых 45 сантиметров приходилось на рукоятку. Нередко камы могли снабжаться круглыми японскими гардами.

                      Недостатки камы при фехтовании достаточно очевидны. Для колющих выпадов это оружие непригодно, а при парировании рукоятка легко могла оказаться перерубленной.

                      Тем не менее, возможности боевой серп давал интересные.

                      Кама представляла собой очень легкое, а значит, и «быстрое» оружие. «Высокий» баланс способствовал эффективности рубящего удара, а большая пробивная способность узкого ориентированного поперек рукояти наконечника компенсировала недостаток веса. И даже в случае, если пробить доспех не получалось, противника можно было попытаться вывести из равновесия, действуя серпом, как крюком.

                      Наибольший ущерб кама наносила, если какую-то часть тела врага (предпочтительно шею) удавалось целиком «поймать» полукружием клинка. Серп имеет слишком сильный изгиб, чтобы, подобно режущему мечу, скользить по поверхности доспехов, вспарывая их слой за слоем. Но для рассечения гибких и мягких материалов (пучка травы или человеческой, или лошадиной плоти ) он подходит идеально.

                      «Японский меч. Десять веков совершенства» В.Хорев

                      REM Хочу заметить, что указ об охоте за мечами «катанагари» был подписан в 1588г. Потом многим разжалованным самураям вернули статус, а программа многих рю пополнилась новыми дисциплинами.

                      Кстати, боевой серп ниндзя всегда носился с длинной (до 3-х метров) цепью, ручка у него была намногоо короче, а лезвие прямее.

                      С уважением, Груздев Михаил.

                      • Михаил, при всем к Вам уважении, я не могу принять за факт тот источник, что Вы привели и вот почему. Во-первых, это не первоисточник. Это как Вы выразились, "такой же современный человек, как я и Вы". Во-вторых, этот источник целиком расходится со всем тем, что я знаю о самураях. Меч - душа самурая. Забрать у самурая меч можно только одним способом - убив его. А если при этом его оставить в живых - он сам себя убъет. Самурай потерявший меч покрывал себя несмываемым позором и жить далее не мог. А Ваш источник утверждает, что у самураев отобрали мечи, вручив вместо них сельхозинструменты, так? Это просто немыслимо. Это даже представить себе невозможно. То, что крестьяне оборонялись серпами - да, в это поверить легко, более того - так оно и было, на Окинаве например. Там мощное сопротивление было японским захватчикам.

                        Что же до упомянутого "катанагари", то было все не так. В 1958 году случилось КРЕСТЬЯНСКОЕ восстание в провинции Хиго (восстание было против проведения земельного кадастра), которое подавил дадзё-дайдзин (канцлер) Хидэёси, и он же издал указ о конфискации у крестьян и буддийских монастырей всего оружия. Сельхозорудия не считались оружием, потому не были изъяты. Обороняться крестьянам было больше нечем...

                        А описания армий того времени задокументированы. Вот например:
                        "...кланы отдавали предпочтение какому-то одному виду оружия. Так, Ода и Асаи в основном вооружали асигару аркебузами, Ходзё питали пристрастия к пикам, а Такэда Сингэн сделал ставку на многочисленную, хорошо обученную кавалерию. Ядро его армии составляли 3 740 всадников-самураев, на каждого из которых приходилось по 4 пехотинца-асигару, что в сумме давало 14 960 профессиональных солдат. Позднее, однако, отряды утратили свою специализацию, и стали формироваться из всех родов оружия. Вот состав контингента Датэ Масамунэ, который он направил на подмогу Токугава Иэясу в 1600 г.: 420 всадников, 1 200 аркебузиров, 850 копейщиков, 200 лучников, 330 знаменосцев, слуг, носильщиков и т.д., всего 3 000 человек. Для участия в Корейской войне даймё Мацуура Сигэнобу послал отряд в 120 конных самураев, 450 пеших самураев, 370 аркебузиров, 110 лучников, 150 пикинеров, 120 командиров асигару, 800 хатамото, 880 рабочих и слуг. Еще один отряд, о принадлежности которого не сообщается, состоял из 170 всадников, 350 аркебузиров, 150 копейщиков, 60 лучников и 20 знаменосцев" Самураев с серпами тут естественно нет.

                        Или вот еще: "Сохранилось подробное описание личной гвардии Симадзу Ёсихиса (1587):

                        300 асигару – 100 лучников, 100 копейщиков и 100 аркебузиров, десятком командует один самурай, а каждой сотней – два офицера.

                        Штабные офицеры: 3 бугё,[2] при каждом 30 чел., 3 знаменосца, при каждом 60 чел., 4 бугё для организации полевых работ (осады и т.д.) и 4 бугё для надзора за лошадьми, 12 чел. при каждом.

                        Личные слуги: 20 носильщиков багажа; 6 всадников с княжеской казной; 60 пехотинцев; 60 пажей (комоно); 2 носителя шляп; 2 носителя геральдических пик; 3 бугукакэ – ящика с комплектом доспехов, по 3 носильщика на каждый; 3 лошади даймё, 5 конюхов на каждую; 3 носителя сандалий.

                        Оружие даймё (с числом носильщиков): 3 лука (3 чел.), 3 колчана (6 чел.), 2 нагината (3 чел.), 2 пики (3 чел.), 2 нодати (3 чел.), 3 катана (3 чел), 1 вакидзаси (3 чел.)
                        ."
                        Даже носители шляп и сандалий есть. Но ни с серпами, ни с молотами - никого.
                        Упомянутая мной ссылка - русский перевод Куросукэ Арисада "Армии XVI столетия". На ПЕРВОисточник тянет?

                        • Ответ Павлу Ивашкину

                          Хорошо, давайте закончим этот спор и останемся каждый при своём мнении.
                          А чтобы компенсировать нашу нервную энергию, Вы напишите статью (она у Вас фактически уже есть) о стандартном вооружени... даже не знаю, как это назвать... японского боевого отряда XVI столетия (хотя японцы воевали не только в это время), а я напишу статью или цикл статей о нестандартном японском оружжии.

                          Идёт?

                          С уважением, Груздев Михаил

                • Ответ Павлу Ивашкину

                  "Вот моя ссылка, упоминаний о кама, как об оружии нет вовсе. А вот ссылка из Википедии, там прямо сказано, что кама - окинавское оружие. Упоминаний о том, что им пользовались самураи - нет. Да и быть не может. "

                  Зачем же тогда они учились владеть им?

                  Груздев Михаил.

                  • Спросите об этом у тех, кто учился. Кстати, кроме прочего в программу обучения входило и сумо. Вы себе можете предстваить, чтоб реально на поле боя это применялось? Только как спорт - было и есть. Есть вещи, которые изучают (кстати, это еще не доказано - ссылки дайте), а есть те, которые применяют. Не одно и то же.

                    • Ответ Павлу Ивашкину

                      "Спросите об этом у тех, кто учился. Кстати, кроме прочего в программу обучения входило и сумо. Вы себе можете предстваить, чтоб реально на поле боя это применялось?"

                      Во, первых, у тех кто учился тогда, удже не спросишь. Слишком давно это было, померли уже все.

                      Во вторых, если идти по Вашей логике, современного солдата (заметьте, каждого солдата!) совершенно зря обучают рукопашному бою. Вы можете себе представить, чтобы в наш век ядерного, космического, лучевого оружия кому-то понадобилось обычное самбо!

                      Только я сам служил в спецназе и знаю, что даёт эта подготовка человеку. Уверенность в себе, прежде всего.

                      С уважением, Груздев Михаил.

                      • Михаил, абсолютно в этом с Вами согласен. Для физподготовки и уверенности в себе - вполне могли изучать что угодно. То же сумо, например. Другое дело, что толкающихся животами самураев навряд ли кто мог увидеть на поле боя.

                        И вот еще - японцев логикой не понять, и не нужно даже пытаться. Я давно изучаю японскую культуру, и могу сказать - она от нашей сильно отличается. То, что мы считаем логичным - совершенно неприемлемо для японца. И наоборот. Вот пример. Изучалась тогда ходзё-дзюцу (техника связывания). И если удавалось связать самурая оставив при нем его оружие - так, чтобы он не мог им воспользоваться, то самурай впоследствии делал себе сэппуку. От стыда. Логично ли это с точки зрения бывшего спецназовца? Стыд для японцев - основа поведения. Самураям стыдно было использовать крестянское оружие (во время сёгуната Токугава даже и огнестрельное перестали почти использовать - стыдно было для воина...) Потому я не верю, чтобы они шли в бой с серпами. Ниндзя - совсем другое дело. У них эффективность оружия на первом месте. А на втором - скрытность. Вот они - вполне могли.
                        Так что - оставим современную логику в стороне и попробуем либо найти первоисточники, либо закроем тему. ОК?

                        Удачи!

  • Что ж, масштабно!